Найти тему

В шкуре ритуальщика: врачи из скорой, алчные агенты и гробы за миллион

Корреспондент "КП"-Самара" поработал ритуальным агентом, чтобы выяснить, почему похоронщики часто приезжают раньше врачей и как не попасть на уловки мошенников

«У нас труп на Революционной, подъедешь?» - с этого вопроса началось мое знакомство с бизнесом ритуальщиков. Необходимым, всегда актуальным и весьма выгодным.

В 2015 году в честь 70-летия Победы прекратили дело старшего врача оперативного отдела Самарской станции скорой медицинской помощи Гельюзимы Кияметдиновой, которая получала по 10 тысяч рублей с каждого договора о похоронах от компании «Веста». Она сообщала ритуальщикам о пациентах при смерти. Всего в деле было 23 эпизода, женщине грозил реальный срок, но в итоге ее никак не наказали. Не забыт скандал и с доктором «скорой» Ольгой Семеновой, продававшей адреса умерших или близких к смерти самарцев похоронным агентствам. Ее поймали на «сливе» четыре года назад. Благодаря «подсказкам» медика похоронщики заработали за девять месяцев 14 миллионов рублей, а сама «героиня» – 1 млн 100 тысяч рублей. За каждый договор она получала 7-9 тысяч. В октябре 2013 года ей огласили приговор – отпустить из-под стражи, уволить и запретить два года работать в больницах, выплатить штраф и компенсации пострадавшим. Вернулась ли Семенова в медицину, выяснить сложно. А вот проверить, как работает этот бизнес сейчас, можно ли быть честным в похоронном деле, я попробовал.

В доле даже священники

-2

Мой «наставник», индивидуальный предприниматель Давид Шакая. В ритуальном бизнесе 10 лет. Это много. Ведь в похоронке остаются самые стойкие, психологически устойчивые. Давид, до этого работавший ночным санитаром в морге и учившийся в медицинском университете, как раз из таких.

- Всегда информаторы работали. На них большинство контор держится, - рассказал Давид «между делами» - поездками в морг, ожиданием справки о смерти в больнице… - Недавно женщина упала с 5 этажа, а кто-то с соседнего окна заметил все это, позвонил агенту. Приезжает наш коллега, готов взяться за работу. А женщину в реанимацию грузят, живую, с переломами. «Сливают» сиделки, соцработники, медсестры, участковые, очевидцы.

Сам Давид такие схемы не использует, но на своем веку повидал всякого. «Инсайдеры» тоже предлагали ему вступить «в долю»:

- Медсестра одна как-то заявляет: «Мне платят 7 тысяч за информацию, за 8 согласна работать с тобой». Был батюшка один, предлагал: «Говори им, что мое отпевание стоит не полторы тыщи, а две с половиной – я буду тебе пятьсот рублей на телефон переводить. Скажешь три пятьсот – буду тыщу!» Боже упаси! С такими людьми я дел не имею.

Возле морга на Лунной магазин ритуальных товаров (жутко, но совсем не совпадение). Там я спросил у агентов актуальные расценки на «слив». Секретов не держат, говорят, в Самаре такая «инфа» стоит от 7 до 15 тысяч.

- Случается, что на один адрес приезжают несколько специалистов. Заказ отдается первому прибывшему. «Новички» часто наглеют и перебивают клиента, обещая более дешевый вариант. Не стоит людям на такое клевать, в итоге все равно похороны влетают им в копеечку, - наставляли коллеги.

«В некоторых семьях я уже свой»

-3

Мое первое «дело» - похороны пенсионера.

- Здесь бабушка живет, умер ее муж, возраст ближе к 70-ти. Давно болел, - вводит меня в курс дела Давид. Он о случившемся узнал от вдовы, которой номер дали соседи:

- Так часто бывает, когда заказчики остаются довольны нашей работой, они подсказывают мой телефон другим. Еще реклама помогает. Я всегда на телефоне, мобильник – наш главный атрибут.

Дождавшись супругу умершего - Валентину Ивановну (данные изменены) - мы куда-то собираемся ехать. Думаю, в морг, но ошибаюсь - в поликлинику № 4. Оказывается, отдавать труп под нож патологоанатома необязательно. Равно как и сообщать про смерть в полицию, ведь в таком случае тело почти наверняка будут вскрывать, а хотят этого не все.

- Во-первых, морг стоит денег – 2150 сутки, во-вторых, некоторые хотят, чтобы покойник находился дома,- объясняет Давид. - Хоронят и на второй, и даже на первый день, про третьи сутки - из прошлого, когда нужно было издалека на лошадях добираться. Сейчас жизнь быстрее, поэтому, если ясна причина смерти, в ней нет криминала и чего-то подобного – можно обойтись без морга.

В больницу мы явились за справкой о смерти. Выдавая ее, врач подтверждает, что умерший скончался от болезни. Правда, сначала к покойнику выезжает «неотложка» и убеждается в отсутствии следов насилия, побоев и т.п.

В очереди попадаем под град «шипения» старушек.

- Придется терпеть, - предупреждает наставник. - Стереотип, что все ритуальщики хотят на чужом горе заработать. Часто после похорон звонят и благодарят. В некоторых семьях я почти как родственник – по 7-8 человек хоронил, там со мной на «ты».

Грим и все другое

-4

Получив справку от врача едем в районный ЗАГС, там дадут свидетельство о смерти. Параллельно договариваемся со специалистами по уходу за телом.

Давид деловито объясняет каждый шаг «пакета услуг»:

- Тело моют и бальзамируют, чтобы не портилось. Все происходит на дому. Также мы причесываем и одеваем покойного. Одежда – своя или из магазина. Комплект – 2-3 тысячи. Иногда требуются гримеры для восстановления внешности человека. Их услуги стоят до 5 тысяч. Используется театральный грим и что-то еще. Травмы разные бывают, у человека порой пол головы отсутствует, но и такое исправят.

Паркуемся у МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» на Дзержинского, 27, договариваться на рытье могилы – самый дорогий пунктом в похоронном прейскуранте. Поговаривают, у СКРУ два конкурента – МКУ «Ритуал» и «Дом Ангелов». Ходят слухи, что за каждым из них стоит влиятельное лицо и часто они строят друг другу козни. «Война» разворачивается в основном в Интернете, в блогах и СМИ. Сами они это, естественно, никак не подтверждают.

У нас на выбор два варианта — поселок Рубежный, либо Мехзавод. На городском кладбище сейчас хоронят только в ограде у родственников – «гроб на гроб» или рядом. Едем в «Рубежку» с человеком, отвечающим за раскопки. К участку у вдовы вопросов не возникло.

Дальше процесс идет быстрее. Трудности могут возникнуть разве что с укладкой покойного в гроб:

- Измеряем покойных сами. У человека рост 170, заказываем гроб на 190. Заявляют, да вы накручиваете! Надо напомнить, что некоторые гробы под углом расположены. С размерами мы не ошибаемся, Вопрос важный, - объяснил Давид.

Наша клиентка выбрала бархатный гроб за 3 тысячи. Есть и в 10, и в 100 раз дороже. Зависит от желаний и возможностей. Например, некоторые могут позволить себе такой, как в фильмах – с лифтом. То же самое касается цены за венки, памятники, кресты и прочее.

- Сложная работа, даже опасная, - соглашается с моим уходом из профессии Давид. - Угрозы, нападения, воровство – тут встречается все. Бизнес этот очень криминальный.

Думаю, действительно так. Был в начале года случай в Самаре: на улице Димитрова парень в униформе дворника облил бензином некую Наталью и пытался поджечь. Что-то пошло не так, возгорания не случилось. Так вот Наталья - ритуальный агент. Раньше сотрудничала с одним предприятием, потом ушла к конкурентам. После все и произошло. Теперь похоронщики гадают, кто её — чужие или свои, ведь спичка-то не загорелась. А до того избили директора еще одного частного «гробового» предприятия. Там также связывают с конкуренцией. Но людям деваться некуда, хоронить все равно придется. Потому и работа здесь всегда будет.

Сколько стоят похороны в Самаре?

45 – 55 тысяч рублей – средний чек стандартных похорон.

Есть социальная выплата на похороны. «Это где-то 5276 рублей, точно не помню, приходишь в бюро, пишешь, что не можешь оплатить похороны. Покойника кладут в деревянный ящик и оставляют, пока не наберется достаточное количество гробов. Потом их везут на кладбище. Заколачивают, закапывают и ставят номерок. Иногда захоронение происходит дней через 5 после смерти» - рассказал Давид Шакая.

60-80 тысяч рублей - средний ежемесячный заработок агента в этом бизнесе. Раньше было больше.

14 с половиной — 17 тысяч рублей — примерная стартовая цена на рытье могилы.

Около 60 % ритуального рынка занимают частники.

Больше новостей о Самаре на samara.kp.ru