Шел 116 год Столетней войны. Франция, вернув Нормандию, стремилась отвоевать регион Гасконь (юго-запад страны), который около 300 лет находился под властью английской короны. Для защиты последних земель на континенте, не считая города Кале, Англия направляет в Гасконь прославленного полководца Джона Талбота с экспедиционным корпусом. Собрав семитысячное войско, поседевший на военной службе командующий ожидал дальнейших действий французского короля Карла VII.
Жан Бюро – главный магистр артиллерии и военачальник Франции, полагавшийся в бою на силу огнестрельного оружия. Именно ему выпала честь возглавить армию из 9.000 солдат и 300 артиллерийских орудий, среди которых мелкокалиберные пушки и примитивный ручной огнестрел. Летом 1453 года Карл VII решил окончательно разбить лорда Талбота и вернуть Гасконь под контроль своего королевства. В средине июля Бюро достиг небольшого города Кастийон и осадил его. Вместо того чтобы вокруг каменных стен города возвести укрепления, направленные в сторону возможной атаки противника, французы приступают к постройке целого лагеря со рвами и частоколом к востоку от осады. Также Бюро разместил около тысячи лучников в монастыре, стоявшем на пути английской армии, и отряд бретонской кавалерии в лесу, севернее лагеря.
Еще интереснее на телеграм-канале - t.me/battlez
Опытный полководец Талбот подыскивал удобный момент для дачи отпора, но гасконцы, полностью положившиеся на английскую корону, буквально требовали спасти Кастийон и поскорее выдворить оккупантов из региона. Ждать больше нельзя, и английская армия стремительно выступила навстречу противнику. На заре 17 июля войско подошло к лесу, примыкавшему к монастырю, где засели французы. Старому лорду доложили о них, и он совершил внезапную атаку. Застигнутые врасплох, лучники не оказали сопротивления и большей частью были перебиты. Это была небольшая победа, которая вдохновила англичан. Талбот позволил воинам передохнуть и сесть за трапезу перед боем. И вдруг к лорду прибыл гонец из Кастийона с известием, что со стен города увидели, как вражеские всадники отбывают из лагеря. Враг отступает – наступил подходящий момент для атаки.
Отряды англичан спешно выдвинулись в сторону лагеря, желая совершить молниеносный удар в спину отступавших. Но каково было их удивление, когда выяснилось, что никакого бегства не было, а враг встречает наступавших во всеоружии. Оказалось, что из лагеря побежала только часть лошадей, которых отпустили ввиду недостатка корма. Такой поворот событий не смутил старого лорда, и он даже не думал отменять приказ об атаке. Рыцари спешились, стрелки подготовили луки, отряды развернули знамена. Началась яростная атака на укрепленный лагерь, который, словно подожженный ящик с петардами, начал метать ядра во все стороны. Грохот орудий ослабил моральный дух нападавших.
Под усиленным обстрелом артиллерии у англичан пропадало желание штурмовать частокол за глубокими рвами. Но деваться было некуда, приходилось под губительным огнем отчаянно карабкаться по деревянным укреплениям, чтобы вступить в бой с французскими латниками. Около часа артиллеристы неустанно заряжали орудия и в упор отстреливали людей Талбота, которые, как муравьи варенье, обступили лагерь с южной стороны. Нужно отметить, что англичане и не думали сдаваться и исход боя казался туманным до определенного момента. Того момента, когда в бой вступили бретонцы. Они мощной атакой опрокинули правый фланг англичан, нанося им невероятный урон. Началась паника и в итоге все отряды побежали. Под лордом Талботом пал конь во время отступления и крепко прижал старика, судьбу которого решил французский ополченец с роковым топором.
Столетняя война завершилась. Английская корона окончательно потеряла земли на континенте (кроме города Кале на севере Франции), где условия боя диктовались французской стороной. И с начала продолжительного конфликта эти условия изменились: на поле сражения появился достойный ответ валлийскому луку – артиллерийские орудия, эффективное владение которыми французское войско докажет еще не раз.