Найти тему
Взор

Оружие маори не могло быть смертельным

Обсидиан долгое время был полезной реликвией для археологов в изучении прошлого жителей Пасхи - маори, которые изпользовали обсидиан для создания самых различных инструментов
Обсидиан долгое время был полезной реликвией для археологов в изучении прошлого жителей Пасхи - маори, которые изпользовали обсидиан для создания самых различных инструментов

Исследователи говорят, что оружие Рапа Нуи на самом деле было паршивым боевым инструментом, и островитяне хотели именно этого.

Немногие каменные памятники столь же узнаваемы, как моаи - истуканы Рапа Нуи, и весьма разпространена версия о судьбе полинезийского общества, создавшего монументальных каменных стражей. Речь о том, что стремление к созданию этих загадочных и огромных памятников привело к широкомасштабному обезлесению, что в свою очередь привело к систематической войне за всё более скудные ресурсы и, в конечном счете, к полному социальному и экономическому краху ещё до прихода первых европейцев в 1722 году.

-2

Немного об истории острова:

Поселение острова восходит к IV веку н.э. В последующие столетия горстка первоначальных поселенцев размножалась и в полной изоляции развивала необычайно сложную культуру, сосредоточенную на поклонении предкам.
Между 16 и 17 веками появляется новый религиозный культ почитания плодородия. Это культ птицы-человека, отмечаемого раз в год в Оронго. Во время церемонии вожди разных племен соперничали друг с другом за первое яйцо мигрирующей птицы, которая гнездилась на острове Мото-Нуи, расположенном напротив Orongo. Победитель становился главным на год и получал титул Тангата Ману. За это время и все еще в полной изоляции острова возникает чрезвычайно сложная культура. Церемониальная мегалитическая архитектура и скульптура, которой сделали остров Пасхи хорошо известными во всем мире, - наиболее значимое материальное выражение, созданное этой культурой.

Уильям Ходжес.  Рапануйка. 1777 г.
Уильям Ходжес. Рапануйка. 1777 г.

Остров был открыт для глаз западного мира 6 апреля 1772 года, в пасхальное воскресенье, голландским адмиралом Якобом Роггевеном. В годы первоначального контакта состояние островитян было одним из крайне уязвимых, поскольку в то время они испытывали серьезную социальную дезинтеграцию, характеризующуюся постоянной войной и беспощадным межплеменным соперничеством. Эти обстоятельства привели к резкому сокращению численности коренного населения, в котором в нестабильных условиях легко доминируют первые западные миссионеры и торговцы, которые посещают остров или хотят поселиться там. События, которые характеризуют 19-й век, похожи на то, что пережил остальной мир Тихого океана; это период грабежей, как европейских и американских торговцев, так и пиратов. Между 1862 и 1863 годами на острове Пасхи произошла крупная катастрофа , когда большое количество перуанских судов вывезли около двух тысяч островитян, сделав их рабами в прибрежных долинах северного Перу. Это вызвало международный протест, который и остановил работорговлю островитянами. Оставшихся в живых освободили. Из них 16 человек вернулись на остров, зараженный оспой и туберкулезом, что, учитывая отсутствие биологического иммунитета к этим заболеваниям, опустошает население. По данным миссионеров, в 1864 году население сократилось до 2000 жителей, а пять лет спустя - менее 600. К 1877 году население снизилось до 111 человек. Из этих оставшихся в живых, только 36 человек смогли оставить потомков, которые становятся непосредственными предками сегодняшнего общества Рапа Нуи."

Итак.

Последние изследования говорят, что самые незаметные артефакты острова меняют представления о том, что Рапа Нуи (так называют остров Пасхи его жители) обезлюдел из-за безумного организованного геноцида, произшедшего до контакта с европейцами.

С самого начала изследователи предполагали, что тысячи мелких, трехсторонних, обсидианных инструментов - мата'а, обнаруженных на острове, были оружием, используемым в этих битвах. Так, например, в своей книге «Collapse 2005» Джаред Даймонд характеризует мата'а, как остатки «от эпидемии гражданской войны». А в публикации Агентства США по уменьшению угрозы США смиренные мата'а даже рекламируются как пример «инноваций в области оружия каменного века».

Не было организованного насилия и массового убийства.

Однако новое исследование, проведённое антропологом Дугласом Оусли, свидетельствует о том, что мата'а не может использоваться в качестве смертоносного оружия для системного насилия. Это добавочный аргумент к новой развивающейся среди ученых Рапа Нуи версии, что войны, описанные в более поздних отчетах, на самом деле никогда не произходили, и что, хотя островитяне, безусловно, страдали от последствий обезлесения и деградации окружающей среды, единственный «крах» произошел после контакта с посторонними,ибо этот контакт принёс на остров болезни и стал началом работорговли в Рапануи.

"Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова (в 1774 году). К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек. В начале XX века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек. " Отсюда

Кроме того, авторы исследования утверждают, что сделать mata'a неэффективным инструментом убийства было преднамеренным решением изолированного островного сообщества, которое быстро осознало, что смертельные внутренние битвы в конечном итоге оставят всех мертвыми.

Анализ обсидианских инструментов, известных как mata'a, показывает, что они были универсальными инструментами, а не систематически изготавливались для ведения войны.

«Не более смертельны, чем любой другой камень»

Исследовательская группа, возглавляемая Карлом Липо (Carl Lipo) из Университета Бингемтона, проанализировала более 400 мата'а, чтобы посмотреть, имеются ли какие-либо согласованные шаблоны по форме и размеру, которые могут пред положить конкретную функцию их лезвий - скажем, длинную, узкую , заостренную форму, которая может эффективно проникать в плоть и прокалывать органы. В то время как размеры мата'а колеблются от 2,4 до 3,9 дюйма (от шести до десяти сантиметров) по длине и ширине, формы их менялись настолько непрерывно, что нет возможности идентифицировать какую-либо категорию мата'а с последовательной формой, которая указывала бы дизайн для какой-то конкретной цели. Скорее, огромное разнообразие форм указывает на то, что mata'a, вероятнее всего, служили универсальным инструментом для всех аспектов повседневной жизни на острове, включая выращивание и обработку пищевых продуктов.

-4

В то же время, острые края мата'а были идеальны для ножей и скребков (факт, подтвержденный более ранними исследованиями их использования и износа), их вес и асимметрия сделали их неэффективными для нанесения смертельных колотых ран, заключает Липо, называя мата'а «не более смертельными, чем любой другой камень ».

В недавнем исследовании скелетного материала из Рапа Нуи группа, возглавляемая Дугласом Оусли, начальником отдела физической антропологии Национального музея естественной истории Смитсоновского университета, обнаружила, что только у двух из 469 черепов была травма, которая могла быть нанесена кусочком мата'а. Подавляющее большинство травм было вызвано травмой тупой силы от брошенных камней - популярной формой нападения на Рапа Нуи, задокументированной европейскими посетителями, которые испытали такое насилие на себе.

Археолог Пол Банн, сторонник традиционной теории коллапса, изследование которого широко цитируется Джаредом Даймондом, отвергает идею о том, что матаа не могли изпользоваться в качестве эффективных орудий войны. «Матаа мог бы причинить смертельные раны, - говорит он, - это, по сути, рубящий инструмент. Вы можете делать ужасные вещи с людьми, не оставляя при этом следов на костях».

Owsely более осмотрителен. «По моему опыту, когда вы действительно пытаетесь устранить кого-то, вы ударяете его по голове, - замечает он, - и в скелетных свидетельствах на лицо будут следы».

Опора на этнографические счета, собранные в течение столетий после событий, предположительно произошедших, также была постоянной проблемой среди ученых Рапа Нуи. «Это было небольшое население на маленьком острове. Все знали всех, - замечает Оусли. «Даже смерть нескольких людей, разделяемых и повторяющихся по всему острову снова и снова, может в конечном итоге (в передаваемых мифах и легендах) превратить насилие в гораздо более распространенное, чем это было на самом деле».

Непосредственное понимание того, чтобы не убивать?

Это не означает, что жизнь в Рапа Нуи была безконфликтной. «Рапануи, безусловно, участвовал в насилии - вы можете увидеть на остатках скелетов все излеченные травмы - и, как острые предметы, мата'а можно было использовать многими угрожающими способами», - говорит Липо. Но почему же островитяне, у которых было технологическое умение возведения почти тысячи 70-тонных моаи, не смогли разработать эффективное смертоносное оружие, чтобы сражаться друг с другом?

Липо говорит, что не было непонимания островитянами безумства геноцида: «Они решили не делать этого».

Неэффективность мата'а, как орудия убийства была преднамеренным решением изолированной островной общины.

Согласно книге 2012 года «Статуи, которые прошли», написанной Липо и его коллегой, антропологом Университета штата Орегон Терри Хантом, они не повинны в эскалации конфликта до уровней, которые привели бы к летальному насилию на маленьком изолированном Рапа Нуи - 64- километровом (166 квадратных квадратных километров) острове в 1500 милях (2414 километров) от ближайшего соседа.

«Этот остров был их всей вселенной, - объясняет Липо, - а смертоносное насилие окупается только в том случае, если вы можете сделать это анонимно, убить и уйти, или убить всех остальных. В противном случае рано или поздно вы столкнетесь с последствиями убийства». Сообщество Rapa Nui быстро разобралось в этом, оно разсудило и разработало способы конкурировать друг с другом, которые не будут перерастать в бесконечную резню, которая в конечном итоге оставит всех мертвецами.

Рапа Нуи всегда рассматривается как предостерегающий рассказ, но я думаю, что все наоборот. Карл Липо Антрополог

Нынешний анализ скелетов, похоже, поддерживает эту идею. «Данные перелома костей не соответствуют периодам интенсивного насилия, описанным в этноисторических отчетах, - говорит Оусли. «Нет организованного насилия и массового убийства».

Липо призывает более критически взглянуть на стандартную историю Рапа Нуи об экологической деградации, конфликте и упадке.

Читайте также:

Ронгоронго – тайна, покрытая давностью лет (загадочные письмена острова Пасхи)

Железо древней Шри-Ланки

Сталь для исламских мечей III в до н.э.

Как цивилизация Древнего Инда проживала без рек

Жилища русских цыган

Как был открыт забытый народ хетты

Обнаружение хеттского государства

Об ошибке Геродота и столице хеттов

Знали ли хетты Трою?

Железо – секретное оружие хеттов?

Знали ли хетты о Троянской войне?

Улыбка чеширского кота и кое-что из истории кельтов

Кто такие были финикийцы?

Сибиряки ли наши братья сербы?

Окончательно определены истоки цыганского народа

Наука
7 млн интересуются