Найти тему
Московские истории

Триумфальная площадь: центр, цыгане, циркачи

Самая театральная Триумфальная площадь, часть 2-я
Самая театральная Триумфальная площадь, часть 2-я

Сад «Аквариум» оказался неубиваемым — ни разрушение «Олимпии», ни бегство Омона ему как будто бы и не повредило. Вместо оторванного хвоста у этой ящерицы вырастало два новых. Новый владелец, ученик Лентовского Александр Блюменталь-Тамарин, сад реконструировал, отстроил новый «полузакрытый» театр, завел «Цыганский уголок», и «Летающий балет» - артисты с помощью приспособлений парили в воздухе. Устраивались костюмированные шествия и запуски воздушных шаров. Всему этому благоденствию вовсе не мешало то, что в сентябре 1909 года директор сада по фамилии Адель сбежал вместе со всей не выплаченной зарплатой сотрудников. Видимо, у «Аквариума» к таким побегам уже выработался иммунитет.

Летом 1910 года к цыганским напевам добавился и прочий колорит. «Приглашены семь андалузок танцовщиц-хироманток, которые по окончании танцев будут сходить в партер — рассказывать всем желающим их судьбу», писали газеты. Обещали также «пантомиму с животными-автоматами». Осенью того же года состоялось событие: был открыт первый в Москве скетинг-ринг для катания на роликах. Вокруг катающихся, в ложах, располагалась «нарядная публика, угощавшаяся холодным меню беспитейного буфета». Играл оркестр. Казалось бы, чего еще? Но развлекательная индустрия продолжала цвести, расти и благоухать на этой благодатной почве. Землю между театром «Буфф» и садом (где теперь Театр Сатиры) выкупили известные циркачи братья Никитины. В 1911 году во внушительном здании, выстроенном и оборудованном по последнему слову техники — с вращающимся и опускающимся манежем и устройством для водных номеров, - начались представления.

Мария Кронгауз