Найти в Дзене
ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС»

Все фото авторские. Сделаны в Урочище Глубоком, ст. Курской, Ставропольского края.
Материал представлялся на Краевой научно-практической конференции школьников "Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья" 8.12.2017г

Здравствуйте, я, ученик ___ класса школы № 1 станицы Курской. Представляю проект по созданию учебно-познавательной экологической тропы в урочище Глубоком вблизи станицы Курской Ставропольского края в долине реки Куры.

Экологическая тропа - это оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. Основная функция тропы – экологическое просвещение, всестороннее развитие и воспитание учащихся и всех участников непосредственно в природных условиях, сохранение биологического разнообразия.

Работа по организации и созданию учебной экологической тропы актуальна не только для учеников, но и для жителей всей нашей станицы, она поможет понять важность бережного отношения к своей малой родине, обратит внимание на проблемы болезни и вырубки леса, вывоз мусора, поджоги и загрязнения реки.

Рис. Коллаж 
Фото 1. Река Кура 8.06.2014г 
Фото 2. Чистка  реки Куры этот же участок 15.07.2014
Фото 3. Сусак зонтичный, старица р. Куры 15.06.2015г
Фото 4. Берег у реки Куры после посещения  отдыхающими. 25.07.2016
Рис. Коллаж Фото 1. Река Кура 8.06.2014г Фото 2. Чистка реки Куры этот же участок 15.07.2014 Фото 3. Сусак зонтичный, старица р. Куры 15.06.2015г Фото 4. Берег у реки Куры после посещения отдыхающими. 25.07.2016

Объектом нашего исследования стал участок Урочища Глубокого, естественными границами которого являются: с севера - ст. Курская и река Кура, с юга – притеррасный склон и пашня, с востока – хутор Глубокий, с запада – склон и ст. Курская.

Рис.  Карты Яндекс. Маршрут к озеру Глубокому.
Рис. Карты Яндекс. Маршрут к озеру Глубокому.

Предмет исследования - исследовательская деятельность на маршруте.

Цель работы: разработка учебно-познавательного экологического маршрута для сохранения и изучения экосистемы долины реки Куры вблизи ст. Курской

Для достижения цели необходимо решить теоретические и практические задачи.

1. Изучить опыт создания учебных экологических троп.

2. Определить познавательно-экологический потенциал долины реки Куры.

Методы исследований: анкетирование, интервьюирование, полевая работа на маршруте, наблюдение, исследование, анализ данных, систематизация.

Источники и литература

Материалы, используемые в проекте, собраны эко отрядом нашей школы за четыре полевых сезона, и постоянно продолжают пополняться. В результате полевых исследований накоплен фактический материал: фотографии, презентации, гербарий. Составлен Конспект флоры с общими экологическими характеристиками 300 видов. Впервые указаны 10 видов растений из Красной книги Ставропольского края для нашей Моздокской флористической зоны.

Из книги, описывающей опыт создания учебных экологических троп в России и за рубежом «Тропа в гармонии с природой», мы узнали, какие бывают виды экологических троп, как выбрать маршрут и обустроить тропу, какие бывают темы и методы работы на тропе.

На экологическом маршруте в долине реки Куры выявлены объекты и начата работа по их описанию. При выборе маршрута мы учитывали основные условия: доступность маршрута для посещения, эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

Характеристика особенностей Урочища Глубокого

Урочище Глубокое относится к Курскому лесничеству и закреплено за «Школьным лесничеством» нашей школы. Территория отнесена к защитным, водо- охранным лесам и является зеленой зоной ст. Курской.

Маршрут к озеру Глубокому проходит по грунтовой дороге и тропе, перпендикулярно к речной долине через прирусловую и притеррасную части.

Всего за два - три часа пути мы увидим сменяющиеся пейзажи: заболоченный луг у реки, настоящую степь, полупесчанную степь, полюбуемся светлым лесом из лоха, окунемся в прохладу и тень дубовой рощи и сравним все это с сорным лугом у реки, который стал таким из-за деятельности человека.

Рис. Коллаж из фото 15.06.2016
Рис. Коллаж из фото 15.06.2016

Для подготовки экскурсоводов мы создаем, КОНСТРУКТОР ЭКСКУРСИЙ, в котором можно выделить элементы:

По содержанию — одноплановые: изучение отдельных растений:

на слайде показан самый большой дуб на экотропе, где мы определяем возраст по диаметру 107 см - возраст больше 100 лет. Длина окружности дуба на высоте 1м 20 см равна 3 м 37 см.

Рис. Коллаж Фото 16.09.2017 Самый большой дуб на экотропе
Рис. Коллаж Фото 16.09.2017 Самый большой дуб на экотропе

В нашей свежей дубраве средний возраст леса 90 лет.

Безвременник - фенологические особенности краснокнижного растения Безвременник яркий;

хохлатка - изучаем видовое разнообразие и антропогенное влияние на Хохлатку в лесу и парке.

Рис. Фото коллаж  13.04. 2017 в лесу. Участок дубравы 50- 70 лет.
Рис. Фото коллаж 13.04. 2017 в лесу. Участок дубравы 50- 70 лет.
Рис. Фото коллаж 14.04.2017 в парке.  Насаждение Акация
Рис. Фото коллаж 14.04.2017 в парке. Насаждение Акация

Многоплановые: Возможность создания компьютерной модели, демонстрирующей влияние ландшафта, влажности, освещенности. На слайде мы видим растительное сообщество холма - на Южном склоне растет Бурачок пустынный, а на Северном склоне – Барвинок травянистый – луговое.

Фото 15.04.2016. Отдельно стоящий  Холм.
Фото 15.04.2016. Отдельно стоящий Холм.

Это только издалека он кажется одинаково зеленым со всех сторон. Вблизи он очень разный.

Рис. Фото Южный склон - полупустынное Бурачок пустынный. 
Северный склон -  Барвинок травянистый луговое. Фото  04. 2016г.
Рис. Фото Южный склон - полупустынное Бурачок пустынный. Северный склон - Барвинок травянистый луговое. Фото 04. 2016г.

По функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия темы – редкие и исчезающие растения, картографирование местообитания птицемлечника в дубраве и на поляне.

И дополнительные, показываемые во время переходов между основными объектами, на которые нельзя не обратить внимание - ворсянка и эспарцет.

Основными критериями для выбора объектов являются познавательная ценность, важность объекта, связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, например, лён.

Известность объекта, например, лекарственное растение солодка или сорное – чертополох. Необычность объекта, например, редкие и краснокнижные растения. Выразительность объекта, например, аспект цветущих астрагалов или осенний пейзаж.

Немаловажную роль играет местонахождение объекта, расстояние до него и удобство подъезда в случае необходимости подвоза экскурсантов (или детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проведение экологических уроков, школьных фестивалей, акций, квестов, конференций, праздников с использованием собранного материала является хорошей подготовкой перед выходом на экскурсию в лес.

Рис. Буклет к открытию экотропы "Здравствуй, лес"
Рис. Буклет к открытию экотропы "Здравствуй, лес"
Рис. Буклет к открытию экотропы "Здравствуй, лес"
Рис. Буклет к открытию экотропы "Здравствуй, лес"

Заключение

Работа над проектом начата в сентябре 2016 года и рассчитана на три года. За это время планируется разработать «Паспорт экологической тропы» совместно с Курским лесничеством и Курскаямежстройгаз составить, изготовить и разместить в лесу указатели и плакаты, разработать маршруты: весенние, летние, осенние, зимние, портфель экскурсовода, буклеты для учащихся.

Рис. Фото 2016-2017гг
Рис. Фото 2016-2017гг

КОЛЛАЖ ФОТО СОЗДАН С ПОМОЩЬЮ РЕСУРСОВ:

mycollages.ru

gifovina.ru