Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

Треккинг в Непале: День 4. Бупса — Сурке

Прежде чем рассказывать о событиях четвёртого дня нашего похода к Эвересту, хочу прояснить один момент. Некоторые читатели замечают, что в моём повествовании много "нытья" по поводу всяких лишений и физических нагрузок. Друзья, с самого начала я предупреждал, что буду рассказывать всё, как есть — сколько раз меня тошнило, когда был понос, и была ли золотуха. Я изначально не хотел писать только о том, что в Гималаях всё прекрасно — поют птички, свежий воздух и единороги радугой пукают! Эти рассказы вы в большом количестве найдёте в рекламных буклетах и завлекалочках организаторов туров. Но там вы точно не найдёте того, что (возможно), будет происходить с вами на маршруте — никто этого просто не расскажет, ибо может отпугнуть. Я же хочу, чтобы вы представляли, что такое эверестовский трек и что, как выразился мой товарищ, с которым мы прошли этот маршрут, "это не прогулка майским вечером в парке Победы".

Даже подготовленные к ходовым нагрузкам люди, имеющие за плечами категорийные спортивные походы и восхождения на Эльбрус, в конце маршрута, мягко говоря, "немного подустали". Главная цель моих рассказов — показать, что ждёт на треке такого новичка, как я: к чему стоит основательно готовиться, чего не стоит бояться, как преодолевать проблемы. И самое главное, чтобы вы заранее смогли рассчитать свои силы и возможности, не потратив зря весьма немалые деньги.  Я видел людей, которые смогли дойти только до Намче (середина пути) и повернули назад из-за горной болезни или неготовности к таким нагрузкам. Об одном таком новом знакомом из Израиля я еще расскажу — "мистер Катастрофа".

В общем, сразу скажу, с каждой публикацией "нытья" будет всё меньше — я постепенно ко всему адаптировался. Но полностью оно никуда не денется. Даже в последний день, когда несколько часов поднимались из Чеплунга в Луклу по чёртовым бесконечным ступеням, я шёл и громко говорил: "Я ненавижу Непал, я ненавижу горы, я ненавижу Гималаи" :)  Испытание на выносливость продолжается тут постоянно. Даже если вы спускаетесь обратно, то в течение дня вы всё равно будете полдня куда-то подниматься, а потом полдня спускаться. Просто разница в том, что когда идете к Эвересту, то вы поднимаетесь в день чуточку больше, чем спускаетесь, а когда идёте обратно — наоборот. Вот вам профиль высот немного другого трека для понимания:

Чтобы понять уровень нагрузок, просто представьте себе переезд в новую квартиру на 24-й этаж без лифта. И что вы таскаете вещи с 7 до 16 с коротким перерывом на обед. В противогазе (чтобы сымитировать нехватку кислорода). И на обратном пути прихватываете из квартиры строительный мусор в мешках по 10 кг.

Всё, что выше 4000 на картинке — это существенный недостаток кислорода. Каждое резкое движение вызывает одышку и учащённое сердцебиение. Даже если вы просто резко повернётесь ночью в постели. Идти на этих высотах можно ТОЛЬКО медленно, как яки. И 20 километров в день на этой высоте — это не 20 на высоте популярных кавказских треков до 2000 м, где многие имели опыт ходить с 30-кг рюкзаком за плечами. На высоте 5000 за один вдох вы получаете в 2 раза меньше кислорода, чем привыкли. И сердечко выше бьётся в 2 раза чаще. Поднялись на 10 ступенек — устали так, как будто 50 прошли, язык набок.

Но есть и хорошие новости :) Если ГРАМОТНО идти, с ГРАМОТНЫМИ руководителями, соблюдая все рекомендации, то можно дойти до конца (и самое главное, вернуться), даже если вам далеко за 60. Европенсионеров на треке дофига и многие из них доходят. И я, типичная походная "булка", дошёл без всякой подготовки. Так что, ничего страшного нет — главное не бояться и прислушиваться к своим ощущением, что бы не проморгать момент "закипания" — отёка лёгких или мозга (попугаю немного вас):)   Ну и всегда можно нанять портера за $20 в день и не строить из себя спортсменов-походников, как мы :)) Конец лирического отступления.

Итак, четвёртый день и мы просыпаемся в Бупсе, где имели возможность хорошо отдохнуть. Настроение прекрасное, температура 37 (беру всегда с собой электроградусник). В ход идёт первая из трёх таблеток "Азитромицина" — пора с этой фигнёй кончать. Предвижу море критики по поводу приёма антибиотиков, но мне до неё глубоко фиолетово :) Когда у вас "горит" уже не в трахее, а глубже, то хватаешься за малейшую надежду это остановить. Лучшее лекарство от ОРВИ — это горячий чай и "постельный лежим". Но это есть только дома, а на треке — гипервентиляция лёгких холодным воздухом вперемешку с дорожной пылью, ледяная вода из поилки и 15-20 км по горам в день.  Сразу скажу, забегая вперёд — таблетки помогли, значит болезнь на самом деле переросла в бактериальную фазу.

Туристы с шерпами с раннего утра собирают палаточный лагерь у нашего лоджа и уходят дальше.

Ослолошадей (мулов) нагружают мешками — сегодня еда и вещи в них еще немного подорожают. Тут всё дорожает с набором высоты — логистика-с.

Мы сытно завтракаем, пьём свою масалу и джинджер-ти, выходим на протокольное фото.  На переднем плане — хозяин лоджа, горный гид, дважды побывавший на Эвересте. Он поведёт "Русских Бульдозеров" в следующем году на вершину Мера Пик (6476 м). Так вышло, что они случайно нашли друг друга :)  Кто планирует в следующем году туда идти — за гида ручаюсь. Мужик он грамотный и крепкий, не пропадёте.

Потопали в Сурке — это пара лоджей под Луклой. Так что сегодня нам идти практически в Луклу. Послезавтра наш путь выйдет на стандартный маршрут до Эвереста. Значит, сегодня последний день ходьбы по практически пустой тропе.

Красота вокруг неописуемая. По ощущениям — сегодня самый лёгкий участок за прошедшие дни. Постоянно идём траверсом, без особого набора или спусков. Одно плохо — немного знобит и есть слабость от болезни небольшая. В "термухе" прохладно — постоянно идём в тени джунглей и солнце еще не разогрело воздух. Но мёрзну не один я — значит, всё же не озноб :)

Вышли на подъём, набрали 300 м (сглазил...). На 3000 встали на привал. В местах отдыха на треке предусмотрены удобные полочки из камня, куда можно привалиться рюкзаком и снять его. На этих же камнях можно и посидеть. Под солнцем они уже тёплые, а вот для тени лучше иметь "поджопник".   Отогреваемся :)

Лукла уже совсем рядом — самолёты с вертолётами летают без перерыва. К тайному от руководителей обсуждению возврата на самолёте подключается уже всё больше людей :)   Реально не хочется даже думать о том, что придётся идти тут еще раз. Решили поставить в известность Вовку и Кристину вечером в Сурке.

А вот осликам пофигу — идут себе каждый день и по тыще раз за жизнь проходят тут туда-сюда. Пропускаем их учтиво и двигаем дальше: "собрались, выходим" — неизменные слова руководителя.

Опять скинули высоту — на пути речка.

Началась цивилизация.

Парковка и зона погрузки-разгрузки:

Встречающиеся на пути лоджи уже настолько круты, что имеют свою вертолётную площадку. За столиками под зонтиками сидят "уважаемы кроты" из Америки или Западной Европы с огромными животами и попивают сладкие коктейли через трубочку — лакшери!  Интересно, они сами сюда дошли или забросили на вертушке?

Виды всё живописнее!

Одно удовольствие идти с друзьями по дороге с облаками :)

Видите долину справа, уходящую вдаль? Вот нам туда.

А это Лукла! В тот момент я стоял, смотрел на неё и мечтал оказаться там когда-нибудь. Ведь это автоматически означало бы, что возвращаться мы будем самолётом.   Наша конечная на сегодня точка, Сурке, лежит намного ниже Луклы, поэтому её не видно.   Левее Луклы — Чеплунг, куда мы поднимемся завтра из Сурке, чтобы выйти на общую тропу.  Отсюда видно начало стандартного трека — из аэропорта Луклы люди спускаются чуть ниже и уходят по правому склону в долину.

Идётся очень легко и приятно. Наконец я начал получать удовольствие от трека!

Такие виды здорово поднимают настроение и боевой дух.

Живности на треке не особо много — птицы да редкие ящерицы. Необычные для наших краёв.

Гималайская осень — не повод не цвести :)

В Сурке дошли легко, полные сил. Но смысла подниматься в этот же день в Чеплунг особого не было — был риск опять попасть в ночь. Встали на ночевку. Вечером, за ужином, Кристи с Вовкой сами предложили махнуть обратно самолётом из Луклы :) Никто не сопротивлялся. Осталось только решить вопрос с билетами — где, как и когда их брать. Ситуация по рейсам из Луклы всегда неопределённая, поэтому гарантии улететь в желаемой день нет никакой. Оставили этот вопрос на следующие дни.   В лодже вечером и ночью не было света. Ужинали при свете фонарей и смартфонов. Заказал себе "далбат пауэ, твенти фо хауэ" с тремя добавками — аппетит проснулся :)

←   День 3. Нунтала—Бупса

День 5. Сурке — Джорсалле  →