60 лет назад марка Skoda создала первый прототип спортивной модели Skoda 1100 OHC. Гоночный автомобиль с открытым верхом имел внутризаводской индекс 968 и стал настоящим технологическим прорывом.
Изначально было произведено два образца, предназначенных для гонок на выносливость. В 1959 году на их основе выпустили два открытых купе. Один из двух сохранившихся экземпляров с открытым верхом по сей день является ценным экспонатом музея Skoda в Млада-Болеславе.
«SKODA 1100 OHC – ЯРЧАЙШИЙ ОБРАЗЕЦ ЧЕШСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ, – КОММЕНТИРУЕТ АНДРЕА ФРЫДЛОВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ SKODA. – АВТОМОБИЛЬ СТАЛ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ВЕХ ВО ВСЕЙ 116-ЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ИСТОРИИ SKODA».
Чешский производитель приступил к разработке двухместного спортивного автомобиля весной 1956 года. Skoda 1100 OHC оснащалась продольно расположенным четырехцилиндровым двигателем с двумя распределительными валами, установленными в головке блока. При рабочем объеме в 1089 куб.см двигатель развивал 92 л.с. при 7700 об/мин, а максимальная цифра достигала 8500 об/мин. Удельная мощность в 85 л.с. на литр рабочего объема стала впечатляющим результатом для своего времени. Автомобиль работал на высокооктановом авиационном топливе.
Обладая колесной базой в 2 200 миллиметров, длиной 3 880 миллиметров, шириной 1 430 миллиметров и высотой всего 964 миллиметра, модель имела слегка плоский и вытянутый силуэт. А благодаря легкому кузову из стеклопластика масса Skoda 1100 OHC составляла всего 550 килограммов. Невероятно легкая конструкция положительно повлияла на динамические характеристики: автомобиль мог разогнаться до 190-200 км/ч (в зависимости от передаточных чисел). Большое влияние на аэродинамическое сопротивление оказал и обтекаемый кузов. Первые разработки имели выдвижные фары, однако потом их заменили более практичным решением: неподвижными фарами, прикрытыми обтекателями из плексигласа.
В отличие от моделей-предшественниц Skoda SPORT и Skoda SUPERSPORT, созданных на базе шасси серийного автомобиля Skoda 1101, Skoda 1100 OHC – это пилотная модель. Основу ее силовой структуры составляла пространственная ферма, сваренная из тонкостенных труб. Автомобиль имел потрясающую управляемость благодаря практически идеальному распределению массы по осям: с учетом веса водителя в 75 кг соотношение массы составляло 49,7% к 50,3% в пользу задней оси. Сцепление, пятиступенчатая коробка передач и дифференциал были выполнены единым конструктивом и располагались сзади. Подвеска Skoda 1100 OHC спереди имела трапециевидные рычаги, а сзади – качающиеся полуоси, скручивающуюся балку и продольные рычаги. Вместе с 15-дюймовыми спицованными колесами ходовая часть прототипа стала настоящим прорывом в конце 1950-х.
Skoda 1100 OHC выиграла первую же гонку, в которой приняла участие. Опытный пилот-испытатель Мирослав Фусек (Miroslav Fousek) одержал победу в соревновании на трассе в Млада-Болеславе в конце июня 1958 года. Помимо успехов в локальных соревнованиях, Skoda 1100 OHC приносила победы и за рубежом. Однако из-за непростой политической ситуации в конце 1950-х и начале 1960-х, гоночные автомобили из Млада-Болеслава выступали только в социалистических странах.
Помимо двух моделей с открытым верхом и со стеклопластиковыми кузовами, созданных в 1957 году, двумя годами позже Skoda произвела еще две версии автомобиля с кузовами, целиком выполненными из алюминия. Инженерам удалось удержать снаряженную массу в пределах 618 килограммов, что позволило сохранить выдающиеся динамические характеристики модели.
Оба купе Skoda 1100 OHC попали в дорожно-транспортные происшествия на дорогах общего пользовании. В настоящий момент реставраторы музея Skoda занимаются восстановлением одного из этих автомобилей: к счастью, сохранились шасси и трансмиссия.
Один экземпляр Skoda 1100 OHC принадлежит импортеру Skoda в Великобритании и принимает участие в различных мероприятиях на территории Соединенного Королевства. Второй автомобиль входит в экспозицию музея Skoda в Млада-Болеславе – его можно увидеть в любой день, когда он не участвует в национальных и международных ретро-пробегах.