Найти в Дзене
Arzamas

Зачем американцы красили лицо в черный

Оглавление

Что такое блэкфейс, как издевательство открыло миру негритянскую культуру и почему даже черные гримировались под черных

Блэкфейс — темный грим, имитирующий негритянскую внешн­ость. Его исто­рия связана с появившимися в США в середине XIX века шоу менестрелей, где белые актеры изображали комические сценки из жизни чернокожих рабов, неизменно ленивых и глупых. Несмотря на расистские стереотипы таких шоу, они стали едва ли не первым мостиком, переброшенным между двумя культурами: через бесхитростные представ­ления в жизнь американ­ских граждан проникли духовные песни рабов (спиричуэлс), чечетка, жаргон и, что важнее, образ страдающего из-за несправедливости человека.

Исследователь Эрик Лотт пишет, что парадоксальным образом подражание негритянской культуре, несмотря на его неприкрытый расизм, привело к усвоению и пониманию проблем и потребностей рабов, а образы, пришед­шие из бродячих театров, впоследствии использовались борцами за отмену рабства. Но сто лет непреходящей популярности менестрель-шоу — это еще и судьбы сотен и тысяч людей, истории, с которых начался американский театр, истории, в которых отражается война Севера и Юга, законы о сегре­гации, политическая цензура и головокружительные карьеры. Отзвуки менестрель-шоу слышны до сих пор в бродвейских мюзиклах, стендапе, танце, мультипликации, ситкомах и музыке.

Джордж Вашингтон Диксон (1801–1861)

MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University

Точно неизвестно, кто первым начал сочетать темный грим со специфической лексикой, жести­куляцией и манерой пения, отсылая зрителей к образу «просто так прохожего, парня темнокожего». Джордж Диксон — первый артист, построивший карьеру на этом амплуа. Его успех в 1830–40-х как у простого народа, так и у светской публики — явление удивительное: уже через несколько десятилетий, когда блэкфейс станет самостоятельным низким жанром, разыгрываемым в салунах и кабаках, в это будет сложно поверить.

С момента зарождения и до самого конца основой менестрель-шоу были игра слов, абсурд, танцевальные номера, грубый «физический» юмор и песни. Одна­ко Диксон — в первую очередь выдающийся певец, чье имя связано с песней «Zip Coon» и одноименным номером, высмеивающими «свободных негров» американского Севера — денди и бонвиванов. Их желание и одновременно неспособность войти в высшее общество стали для Диксона и его последова­те­лей источником бесчисленных шуток. Особый комический эффект достигался описанием того, что случится со страной, когда президентом станет тот самый Zip Coon. Слово coon впоследствии стало синонимом расовой карикатуры в принципе. В иллюстрированной американской прессе XIX века недалекие «куны» становились жертвой прогресса (их убивал ток, крушили поезда, травил газ из ламп) и природы (они становились наживкой для крокодилов). Впро­чем, одна из теорий гласит, что сам Джордж Диксон, будучи мулатом, только маскировался жженой пробкой и не раз страдал от расистских нападок.

Томас Дартмут Райс (1808–1860)

MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University

Джим Кроу, сценическое альтер эго Томаса Райса, — важнейший персонаж в истории блэкфейса, пред­ставляющий большинство темнокожих рабов Юга (Arzamas уже писал о нем в материале «Предыстория попсы»). Райс придумал Кроу, наде­лив его чертами случайного встречного, бродяги. Джим — слуга, не поддаю­щийся обучению, растрепанный, полунищий, но не теряющий врожденного оптимизма. Значение этого образа огромно: даже принятые спустя 30 лет после смерти Райса законы о расовой сегрегации получили неофициальное название «законов Джима Кроу».

Успех Райса и его героя был настолько велик, что он оказался в числе первых менестрелей, посетивших с представлениями Лондон, а также сыграл в несколь­ких постановках местных театров: навык изображения темнокожих людей пригодился в «Отелло». Газета Boston Post назвала Джима Кроу одним из двух самых известных людей в мире (на первом месте оказалась королева Виктория). Карьеру Райса испортил прогрессирующий паралич, впервые проявившийся в начале 1840-х и уже к концу десятилетия сильно сказывав­шийся на движениях и речи артиста. Солидные накопления (в лучшие времена Райс щеголял в пальто с золотыми гинеями вместо пуговиц) были постепенно пропиты, и деньги на похороны «Джима Кроу» собирали с неравно­душной общественности.

Джоэл Уокер Суини (1810–1860)

MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University

Еще одна иллюстрация того, как менестрели связывали черную и белую культуры в США — карьера Джоэла Суини. Суини стал первым белым банджоистом, научившись играть на банджо у темно­кожих рабов с отцовской фермы. По легенде, он усовершенствовал этот инструмент, заменив тыкву на коробку из-под сыра для лучшей резона­ции. В 1830-х никому не известный музыкант стал ездить с собственным мене­стрельским шоу по Вирджинии и окрестным штатам, а уже спустя двенадцать лет предстал со своим банджо перед королевой Викторией. О мастерстве Суини ходили фантастические истории: например, ему приписывали умение играть на банджо ногами, одновременно с этим выводя партии на скрипке и губной гармонике.

Джордж Кристи (1827–1868)

MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University
MS Thr 556 American Minstrel Show Collection / Houghton Library / Harvard University

Джордж — приемный сын легендарного Эдварда Пирса Кристи, исполнителя сентимен­тальных баллад и крупнейшего воротилы в истории менестрелей. Уже в дет­стве Джордж проявлял недюжинные способности по части танцев и игры на костях. Позже он оказался в команде гигантов рынка развлечений Christy Minstrelts, с выступлениями которых связывают формирование четкого канона шоу. Размах их деятельности позволяет оценить следующая сделка: певец Стивен Фостер продал компании права на эксклюзивное исполнение песни «Old Folks at Home» за 15 тысяч долларов (сегодня эта сумма прибли­зительно равна 500 тысячам долларов). Довольно быстро Джордж стал самым высокооплачиваемым артистом своего времени, покинул труппу и занялся шоу-бизнесом самостоятельно. 

Уильям Генри Лейн (1825–1862)

Уильям Лейн. Англия, 1848 год. 
The Illustrated London News / Wikimedia Commons
Уильям Лейн. Англия, 1848 год.  The Illustrated London News / Wikimedia Commons

Уильям Лейн, также известный как Джуба, был первым темнокожим мене­стрелем и очень талантливым танцором. В одном из самых известных своих номеров Джуба копировал знаменитых артистов того времени, перетанцовывая конкурентов на их же поле. И само его прозвище Джуба произошло от названия его энергичного танца — предшественника чечетки. Слава Джубы была яркой, но недолгой: после серии сверхуспешных гастролей по США и Англии критики отвернулись от «варварских плясок» Лейна. По свиде­тельствам очевидцев, Лейн был вынужден танцевать ради пропитания и в итоге умер от недоедания и усталости. Чарльз Диккенс увековечил его в «Американских записках»: «…он танцует, словно у него две левых ноги, две правых ноги, две деревянных ноги, две проволочных ноги, две пружинных ноги — всякие ноги и никаких ног, — и всё ему нипочем».

Томас Дилвард (1840–1902)

Томас Дилвард. Фотография Мэттью Брэди. 1860-е годы. 
Library of Congress
Томас Дилвард. Фотография Мэттью Брэди. 1860-е годы. Library of Congress

В 1860–70-е представления менестрелей уже больше походили на цирковые номера или театр-варьете и все меньше отсылали к реальной жизни на план­тации и низовому фольклору. Шоу и билеты стали дороже, коли­чество номеров увеличилось, в труппе стали появляться силачи, карлики, акробаты, гиганты и прочие экстравагантные типажи.

Рост Томаса Дилварда не достигал 90 сантиметров. После Уильяма Лейна он второй темнокожий исполнитель, выступающий с белыми менестрелями. Он обогатил и язык представлений того времени, включив в свои номера эле­менты африканских танцев, и язык как таковой: ему, например, приписывают авторство выражения hunky-dory («всё путем»). Несмотря на популярность номеров, Дилвард долгое время скрывал свое происхождение от зрителей. Публике он был известен как «японский Томми»: его лицо, как лица белых актеров, скрывала маска, нарисованная жженой пробкой. Даже после победы свободных штатов Севера в Гражданской войне и принятия 13-й поправки к Конституции, запрещающей рабство, многие поклонники менестрелей не были готовы принимать темнокожего актера в его настоящем виде. 

Билли Керсандс (1842–1912)

Билли Керсандс. 1870-е годы. 
Wikimedia Commons
Билли Керсандс. 1870-е годы. Wikimedia Commons

Помимо выдающихся для своего времени роста и веса (192 сантиметра и около ста килограммов), Билли Керсандс выделялся среди других темнокожих мене­стрелей умением изящно танцевать, не выпуская изо рта несколько бильярд­ных шаров, а иногда и чашку вместе с блюдцем. Такое шоу идеально попадало под расхожие американские представления о «большеротых» эфиопах. Билли это следование стереотипам не смущало. «Все деньги я заработал благодаря людям с Юга, белым и цветным, выступая для них. Что бы они ни имели в виду, они всегда принимали и принимают меня так, что я чувствую себя дома», — говорил он. 

Лью Докстадер (1856–1924)

New York Public Library
New York Public Library
New York Public Library
New York Public Library

Лью Докстадер, урожденный Джордж Клэпп, был одним из последних заметных менестрелей Америки: его смерть совпала с упадком жанра как такового. Докстадер успешно сочетал должности солиста и импресарио большой труппы из 40 человек. В начале XX века блэкфейс использовался скорее как дань традиции менестрель-шоу, и сценки, которые разыгрывал Докстадер, не имели ничего общего с имитацией речи и поведения афро­американцев. Компания Primrose & Dockstader стала своего рода фабрикой звезд блэкфейса: в подчиненных были такие будущие звезды, как крестный отец американской эстрады певец Эл Джонсон (см. ниже) и мастер чечетки, любимец бродвейской публики Харланд Диксон. Однако по-настоящемуих карьера сложилась за пределами труппы Лью: в 1910-х менестрели окончательно уступили место водевилям, а сам Докстадер забросил гуталин и алую помаду, переквалифи­цировавшись в киноактера и комика.

Пигмит Маркхэм (1904–1981)

Пигмит Маркхэм. 1935–1955 годы. 
New York Public Library
Пигмит Маркхэм. 1935–1955 годы. New York Public Library

Грузного и обаятельного Пигмита Маркхэма справедливо называют последним черным комиком, носившим блэкфейс: по словам самого артиста, он настолько привык к этой маске, что порой ловил себя на мысли о том, что ему страшно неудобно без нее. В понимании Маркхэма блэкфейс был своего рода клоунским гримом, который делал его не «чернее» или «белее», а смешнее. В 1943 году Маркхэм в последний раз вышел на сцену в макияже, после чего темнокожие поклонники убедительно попросили его завершить эту практику. Отказ от блэк­фейса негативно сказался на выступлениях: Маркхэм тушевался на сцене, быстро растерял контакты и с трудом сводил концы с концами. Один из немногих выходцев из погибающей индустрии менестрелей, Маркхэм все же смог пробить дорогу к экрану. С конца 1930-х годов он участвовал в малобюд­жетных фильмах, снятых афроамериканцами для афроамериканцев, а в 1960-е неожиданно снова стал популярен. В образе судьи он стал появляться в «Шоу Эда Салливана» и других телешоу, а его анахроничные шутки выпу­стили на двух десятках пластинок.

Эл Джолсон (1886–1950)

Michael Ochs Archives / Getty Images, Bettmann / Getty Images

Из всех артистов, когда-либо носивших темный грим, Эл Джолсон достиг наибольшего успеха, воплотив идеал американской мечты. Эмигрант из глу­хого литовского местечка, сын раввина, не знающий даты своего рождения, на протяжении нескольких десятилетий он был самым известным артистом США. «Эрнест, вам не кажется, что Христу далеко до Эла Джолсона?» — приводит Хэмингуэй слова Зельды Фицджеральд, жены Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. И так думали многие. Самая известная роль Джолсона — Яша Рабинович из фильма «Певец джаза», первой ласточки эры звукового кино. Скрывающий свое еврейское происхождение, Рабинович мажет лицо гута­лином, чтобы исполнять джазовые песни. Другая знаменитая роль Джолсона — Эл Фуллер из «Мэмми» (1930), эта роль отчасти автобиографична и отражает доголливудскую карьеру менестреля. Фильм исполнен ностальгии по амери­кан­скому Югу и показывает настроения поздних менестрель-шоу, оплаки­вающих утраченный статус-кво.

Автор Феликс Сандалов

Возможно, вам также будет интересно прочитать материал «Как Ильф и Петров ездили в Америку».

Источники:

  • Bean A., Hatch J. V., McNamara B. Inside the Minstrel Mask: Readings in Nineteenth-Century Blackface Minstrelsy. Middletown, 1996.
  • Knowles M. Tap Roots: The Early History of Tap Dancing. Jefferson, 2002.
  • Le Roy Rice E. Monarchs of Minstrelsy: From «Daddy» Rice to Date. New York, 1911. 
  • Lott E. Love & Theft: Blackface Minstrelsy and the American Working Class. Oxford, 2013.
  • Nowatzki R. Representing African Americans in Transatlantic Abolitionism and Blackface Minstrelsy. Baton-Rouge, 2010.
  • Rogin M. Blackface, White Noise: Jewish Immigrants in the Hollywood Melting Pot. Berkeley, Los-Angeles, London, 1996.