Найти в Дзене
Взор

Царица помогла добраться до начала

Начало здесь Как родилась одна царица

Ближе к делу :о)

"Третий в России камнерезный центр создается исключительно русскими мастерами, создается в таком месте, где никогда на камень не смотрели как на предмет искусства. С появлением Локтевской шлифовальной мельницы завершился своеобразный начальный этап российского национального осмысления самоцветных богатств, которыми страна до поры до времени не могла распорядиться. Самоцветы, скрытые в недрах земли, и пребывающая в потаенном состоянии душа художника в народе ждали своего часа, чтобы открыть друг другу неведомые характеры.

Фабрика в Локте стала с первого часа своего существования предприятием художественной промышленности.

Помимо порфиров на Локтевской фабрике в работе устьянская яшма, голубая гольцовская, сургучная коргонская, зелено-волнистая ревневская, зеленая змеевская.

В большинстве своем это были вазы, полости внутри которых чаще всего не вырабатывались.

В 1793 году мастер Филипп Стрижков создал машину для обработки сложных овальных монолитных изделий – стали выпускаться пустотелые чаши колоссальных размеров.

Заказов из столицы поступало все больше, по архитектурным замыслам они были все изощреннее и величественнее.

Только прозвучали победные звуки Крымской компании, из Петербурга пишут: «Ее Величеству угодно, чтобы сделать большую колонну из красного порфира в напоминание нынешней войны». Колонна должна быть «высотой аршин десять или более». А локтевцам пока под силу только вазы и пьедесталы аршинного роста. Нужны были новые масштабы организации камнерезного дела. И камнерезы уходят в Колывань, где в 1802 г. по проекту Ф.В. Стрижкова устроена была шлифовальная мельница, известная ныне как Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова".

А теперь, внимание! 

Штрипсовая пила. Восстановлена в 2002 году. Использовалась для распиловки твёрдых пород камня с применением железных ленточных пил. Технология использовалась с XVIII века.
Штрипсовая пила. Восстановлена в 2002 году. Использовалась для распиловки твёрдых пород камня с применением железных ленточных пил. Технология использовалась с XVIII века.

Огромное спасибо автору блога

Ещё о технике колыванской:

На стенах - всякие чертежи и фрагменты старинной техники. Особенно впечатляет вот эта пила без зубцов - ведь пилили ей камень, о который любые зубья просто бы обломались. Само собой, работа с ней была не под силу человеку, пилу приводили в действие сначала водяные колёса, а позднее электрические станки.

-6

В музее собраны настоящие произведения искусства

Фото отсюда varandej.livejournal.co

Другие вазы в Эрмитаже

"Немного фактов из журнала "Горный журнал" Специальный выпуск 2007г, основанный на материалах Гос. Эрмитажа, посвященный Уралу.

... Читаем. "Таганайский авантюрин в эрмитажной коллекции представлен огромной круглой чашей (высота 142 см, диаметр 246 см). Чаша создана в 1835-1842 годах на Екатеринбургской гранильной фабрике по проекту архитектора И.И.Гальберга." Семь лет. "Здесь имели место и перерывы в поступлении на фабрику рисунков, и несоответствие размеров блоков камней для самой чаши и пьедестала размерам, указанным на рисунках... При обработке чаши пришлось специально устроить "особый для обточки и шлифовки ея механизм, что по величине ея сопряжено было со значительною потерию времени и трудом"...В марте 1842года оконченная чаша, упакованная в четыре ящика весом 274 пуда, была отправлена в Петербург. Но в ноябре из-за "покрытия" Ладожского канала льдом девять барок каравана были остановлены... Из Петербурга следует распоряжение зимовать, приняв все необходимые меры для сохранения вещей "от непогоды и стужи". Только 21 мая 1843 года чаша "в целости" прибыла в Петербург. Прежде чем колоссальная авантюриновая чаша была поставлена на место, ее вынуждены были до окончания строительства музея шесть лет хранить в кладовой Кабинета Его Императорского Величества. Лишь 4 окт 1850г чаша "из Авантюрина с таковым же пьедесталом...ценою 7165 руб. была отпущена в Новый Эрмитаж".

-11

Еще одна история, про родонит (орлец). "Самый поразительный памятник из родонита в собрании Эрмитажа - овальная чаша (высота - 88 см, размер чаши - 180 х 125 см), исполненная по рисунку академика М.А. Щурупова на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1859-1868 годах. ...Ее размер для для орлеца, из которого она вырезана, уникален... Монолит небывалых габаритов, весом до 1000 пудов, был добыт летом 1858 года на Малоседельниковском месторождении, в 27 верстах от Екатеринбурга." В рапорте сразу запросили 4 года на работу. "При ценности и редкости такого куска орлеца" на фабрике выделили отдельное помещение и лошадей для ворота, соблюдали особенную осторожность, "под надзором особо приставленного мастера. Восемь лет потребовалось для выполения этого труднейшего заказа. В апреле 1868 года орлецовая чаша, предназначенная для императрицы Марии Александровны, была отправлена в Петербург караваном под наблюдением мастера Ивана Сумина... В 1872 году решено было послать ее в Вену на Всемирную выставку вне конкурса. "Размер ея, - пишет министр Императорского двора, изящество отделки и достоинство камня, исключительно добываемого в больших кусках в России, конечно, обратят внимание посетителей выставки и украсят Русский ея отдел"."

Отсюда

 Чаша, 1827-1831, Кошкульдинская яшма, золоченая бронза
Чаша, 1827-1831, Кошкульдинская яшма, золоченая бронза
-13

"45-cантиметровая чаша на высокой ножке, из красновато-коричневого коргонского порфира, была выполнена на Колыванской фабрике по рисунку архитектора Ивана Гальберга в 1810 году." www.museum.ru

В Эрмитаже находится 89 ваз, торшеров и чаш сделанных колыванскими мастерами.

Итак

Уважаемые читатели, мы всё-таки добрались до момента технической революции в камнерезном деле! И даже, добрались до автора этого замечательного "переворота" - Филиппа Васильевича Стрижкова, который изобрел штрипсовую пилу и другие приспособления для резки и шлифовки камня. Он - автор проекта Колыванской шлифовальной фабрики.

Напоминаю, в то время в России существовало три фабрики: в Петергофе, в Екатеринбурге и в Колывани. И с этого времени Россия вырывается вперёд по каменнорезным работам. Осталось уточнить: когда именно была изготовлена баболовская ванна :о)

Статьи о камнерезном деле:

Полирование, циркулярка… какие вопросы ещё будут?

Реставраторы занимались и в курсе :о)

Откуда камень, Зин? Где брали? (книга Алопеуса 1787 г)

Старинные разработки мрамора и гранита. Где следы фрезы?

Каменоломни

Литые полые колонны Исаакия? ( начало темы "макаронные изделия")

Полые колонны, штукатурка, заплатки… что ещё придумаете?

Как изготавливалась Александровская колонна

Только видео. Могли и могут!

Вуаль на мраморной вуали (могли и могут...)

Как? Сакральные знания народу (каменные сети, вуали и пр…)

Гранитно-мраморная «лапша»

Обработка камня или макаронные изделия – 2

К сведению о каменотёсном деле (из книги XIXв.)

Несколько видеороликов по каменной теме

Станки, такие станки для гранита… (экскурсия на токарную мельницу в Лионе

Сложности со станками для гранитных колонн

Камень в объёмах, сопоставимых с пирамидными

Сверление камня в каменном веке