Найти тему
Взор

Нужно ли было Иоанну III венчаться непременно в Риме?

21 НОЯБРЯ 1472 ГОДА ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ИВАН III ВЕНЧАЛСЯ С ГРЕЧЕСКОЙ ЦАРЕВНОЙ СОФИЕЙ ПАЛЕОЛОГ

Они венчались в кремлёвском храме. Брак имел немалое политическое значение. Он укреплял престиж Московского государства...  С приездом Софии Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространённых эмблем русской государственной власти.

-2

Около 1490 года впервые возникло изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты.

Грановитая палата
Грановитая палата

Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. София была его племянницей. После этого брака московские государи представали наследниками византийских императоров, отстаивая эту преемственность при международных контактах.

Пелена Софии Палеолог 1499г.. Троице-Сергиева лавра http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai
Пелена Софии Палеолог 1499г.. Троице-Сергиева лавра http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Век: XV Материал: Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити. Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры

Описание: На среднике — Голгофский крест из галуна, на кайме — изображения святых и праздников. Наверху в центре — «Троица», слева от нее — Богоматерь Боголюбская и Иоанн Златоуст, справа — Иоанн Предтеча и апостол Тимофей. На левой кайме — »Благовещение» и «Вознесение», на правой — »Отечество» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Внизу — »Явление Богоматери Сергию», по сторонам его — митрополиты Петр и Алексей, архангел Гавриил и Василий Парийский.

По углам херувимы и серафимы. Изображения шиты «в раскол» шелками разных цветов и оттенков. В шитье нимбов, деталей одежд, крыльев ангелов, символов евангелистов использованы нити пряденого золота и серебра; шитье «в прикреп»: «клопец», «городок», «ягодка». На нижней кайме вышита серебром в два столбца историческая летопись о вкладе. http://surfingbird.com

А теперь, поподробнее, что об этом сообщают историки, и что это вполне укладывается в контекст событий, произходивших в то время в Европе:

Московское государство в европейском геополитическом пространстве в середине XV - начале XVI вв.

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат истрических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России

...В этом контексте важно понять, почему данные надежды папства и Габсбургов оказались только иллюзией. Не менее важен и вопрос о позиции Московской Руси на этот счет. Причем интересно выяснить, насколько дипломатия Москвы совпадала с позициями других европейских стран. Как представляется, в плане борьбы с османами ожидания европейцев на счет Московской Руси оказались преждевременными.

Москва и провал «проекта единства христианской Европы»

Нельзя сказать, что Европа благожелательно восприняла появление на своей восточной окраине нового, территориально огромного Московского государства. Западная Европа была скорее озадачена, а ближайшие соседи России — Польша, Литва, Ливонский Орден и отчасти Швеция — серьезно встревожены. Явление Московии, сразу же приступившей к внешней экспансии и строительству империи, разрушало порядок, построенный в европейском мире за предыдущие три столетия.

Суть прежнего, позднесредневекового «евроустройства» сводилась к тому, что «настоящими» европейскими странами на Западе привыкли считать лишь романо-германские государства, и с определенной натяжкой — западнославянские и иные в этническом плане страны, находившиеся в лоне католицизма. Воспоминание о разнообразии Европы периода раннего Средневековья, когда варвары соседствовали с еще сильной Византийской империей, а феодальная западноевропейская цивилизация делала только первые шаги, уже истерлись. Раскол христианского мира и выработанное в невероятных усилиях культурно-историческое единство средневекового Запада предельно сузили европейский мир в представлении западных европейцев.

При этом социокультурное единство Запада не исключало, а, наоборот, предполагало жесточайшую конкуренцию, борьбу, взаимное недоверие и даже ненависть составляющих западный мир частей. Что же говорить о непохожем на Запад христианском европейском Востоке? Все непохожее, хоть и находящееся в Европе, относилось к категории «чужого», «неправильного» и «опасного». Но с этим «чужим» западноевропейские силы, монархи и сам папа Римский, могли вступать в прагматические связи. В этом не было ничего удивительного. В XV-XVI вв. Западная Европа была вынуждена контактировать и с куда более чуждым ей, нежели Россия, мусульманским миром.

Со своей стороны, воспитанная в православной традиции Московская Русь вовсе не считала «еретический» мир Запада «правильным». Россия XV-XVI вв., не стесняясь, декларировала свое духовно-религиозное превосходство как над католическим Западом, так и мусульманским Востоком, что, впрочем, тоже не препятствовало ей вступать с ними в переговоры, исходя из политической, военной или какой-либо иной выгоды. При этом Россия, как и Запад, со своей стороны преследовала, прежде всего, собственные цели, мало думая о возможных компромиссах. Показателен в этом плане обмен посольствами Ивана III с Ватиканом, в результате которого московский государь вступил в свой второй «политико-сакральный» брак.

В переговорах Рима и Москвы каждая из сторон вела монолог, надеясь обхитрить оппонента. Византийская царевна Зоя, дочь деспота Мореи Фомы и племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, воспитывалась в Риме. В феврале 1469 г. в Москву прибыл посланец папы Павла II грек Юрий с письмом от кардинала Виссариона (образованного грека из Трапезунда, в прошлом архиепископа Никеи, получившего титул кардинала, а с 1463 г. считавшегося униатским константинопольским патриархом). Т. Д. Панова, обобщившая выводы исследовавших жизнь и деятельность Виссариона П. Пирлинга, Л. Мохлера и Г. Шубманна, дает ему такую характеристику. Виссарион «был в равной степени своим человеком как в греческих, так и в латинских культурных кругах. Он сумел объединить воззрения Платона и Аристотеля, греческую и римскую форму христианства.

Кардинал Виссарион Никейский
Кардинал Виссарион Никейский

Будучи духовным лицом, Виссарион не чуждался и светской деятельности, был опытным дипломатом и ведущим гуманистом своего времени. Его двор при церкви Святых апостолов Петра и Павла в Риме стал местом, где собирались именитые греки и итальянские эллинисты»1. Виссарион сделал все, чтобы дети деспота Фомы (Зоя и два ее брата) получили хорошее западное воспитание. В своем письме от 9 августа 1465 г., где была изложена программа образования юных Палеологов, кардинал настаивал, чтобы они во всем — одежде, манерах, образе жизни,

— ориентировались на итальянцев. «У вас будет все,

— поучал Виссарион царевну и царевичей, — если вы станете подражать латинянам; в противном случае вы не получите ничего»2.

В официальных документах юную византийскую принцессу католичку Зою называли «возлюбленной дочерью римской церкви»3. Забавно видеть на этом фоне, как Виссарион, предлагая руку византийской царевны русскому православному государю, называет ее в своем послании уже на греческий манер Софьей. Он рассказывает о ее преданности греческой вере, ради которой она, якобы, отказала высокопоставленным женихам-католикам — медиоланскому герцогу и французскому королю. На самом деле в начале 1460-х шли переговоры о выдаче Зои за маркиза Мантуи, сына Лодовика III Гонзаго, а в 1466 г. стоял вопрос о ее браке с королем Кипра Иоанном III из французского рода Лузиньяков4.

Иван III, со своей стороны, тоже проявляет гибкость и хитрость. В 1469 г., после совещания с Боярской думой, митрополитом и матерью он посылает в Рим Ивана Фрязина, служившего в Москве монетным мастером уроженца итальянского города Винченцы, в принципе с благожелательным ответом, но тянет еще 2 года. Лишь в мае 1472 г. по прибытию в Рим уже второго московского посольства во главе все с тем же Иваном Фрязиным, «дело» сдвигается «с мертвой точки». В пути русские посланцы узнали о смерти Павла II, и им пришлось самим, стерев имя Павла, вписать в свою «верительную грамоту» имя нового папы Сикста IV

-7

Теперь маленький лист пергамента с золотой печатью сообщал на русском языке: «Великому Сиксту, первосвященнику римскому, князь Белой России челом бьет и просит, чтобы верили его послам»5. Привлекает внимание словосочетание «Белая Россия». «Белая» в данном контексте говорит о суверенности московского монарха, «самодержавии» его именно в понимании независимости от какой-либо внешнеполитической силы, включая ордынскую. Подыгрывая папе, намекая на принятие «византийского наследства» и «византийских обязательств», Иван III называет свою страну на греческий манер — «Россией», а не Русью.

При этом вовсе не наивность или неопытность заставила московского государя отказаться от личного обращения к папе или от выдачи своему посольству строгих инструкций. Полагая все на инициативу Ивана Фрязина, Иван III оставлял за собой свободу маневра. В любой момент он мог отказаться от принятых послом обязательств, объявив их самоуправством итальянца, превышением им своих служебных полномочий.

Посол московского государя Иван Фрязин перешел на Руси в православие, что, впрочем, не помешало ему, приехав в Рим, выступать как католик Джан Батиста делла Вольпе. Первый раз в 1469 г. Иван Фрязин очевидно обнадежил папу Павла II относительно идеи продвижения греко-католической унии на Восток и возможности вступления Московии в войну с турками. Причем, не известно, было ли это хитрой игрой московской дипломатии, или Фрязин действовал на свой страх и риск. Скорее, конечно, первое. Все правители того времени легко «забывали» свои обещания, если политическая выгода или обстоятельства требовали этого. Не составлял исключение и Иван III. Разве не обещал он в 1478 г. новгородцам не отбирать их вотчин, имущества и не выселять их в другие земли, а к 1490-м гг. 89% лучших людей Новгорода оказалось совсем не в родной земле, а их новгородские вотчины — конфискованными? Не он ли в 1498 г. будет венчать на великое княжение своего внука Дмитрия Ивановича, а в 1502 лишит его наследства и сошлет в Углич?

Папа Сикст IV
Папа Сикст IV

Как бы то ни было, московский посол Иван Фрязин обнадежил итальянцев. Несмотря на то, что часть кардиналов высказала сомнения относительно пользы брака Зои Палеолог с московским монархом, ибо о земле и вере московских «рутенов» мало что было известно, папа Сикст IV настоял на браке. А хроники городов Витербо и Виченцы, через которые впоследствии ехала на Русь Зоя (Софья), отразили уверенность, что вскоре греческая Морея будет отвоевана у турок силами мужа «королевы Руссии» («la regina di Russia»)6.

1 июня 1472 г. состоялось символическое бракосочетание Зои, которую, очевидно? в этот момент следует считать униаткой, а не католичкой. Жениха — великого московского и владимирского князя Ивана III представлял Иван Фрязин. На Руси заочное бракосочетание было совершенно не известно, а на Западе — вполне распространенным. Согласие русского посольства на данный ритуал укрепило надежду папской курии на скорое религиозное и внешнеполитическое сближение Москвы и Рима. Обряд совершил католический священник в присутствии папы, представителей кардиналов, знатных жителей Рима, Флоренции, Сиены, среди которых находились боснийская королева Катарина и супруга флорентийского правителя Лоренцо Медичи — Клариса Орсини.

 Начало княжения великого князя Ивана III. Миниатюра Лицевого летописного свода.
Начало княжения великого князя Ивана III. Миниатюра Лицевого летописного свода.

24 июня 1472 г. московское посольство и царевна Зоя Палеолог в сопровождении папского легата Антонио Бонумбре и 60-ти всадников отправились на Русь. Обоз тянула сотня лошадей. Ватикан выдал 5 400 дукатов (из них легату приходилось 600, остальные — Софье)7. Везде в Европе по папской грамоте, где царевна была названа папой его «возлюбленной во Христе Иисусе дщерью», а московский князь Иван — «дорогим сыном», брачную процессию встречали роскошными праздниками и щедрыми подарками8.

Из Любека процессия отплыла морем на Ревель (Колывань), а 11 октября уже прибыла в Псков, откуда через Новгород начали движение к Москве. В русских городах царевну встречали колокольным звоном, духовенство служило молебны, так же давались подарки. В день памяти Иоанна Златоуста, небесного покровителя Ивана III, 12 ноября 1472 г. Софью и сопровождавших ее греков с католическим кардиналом Антонием уже встречали в Москве. Папский легат на Русском Севере шел во главе процессии, неся латинский крест.

Однако в Москву процессия прибыла по-другому. Митрополит Филипп сообщил великому князю, что если Антоний с «крыжом» войдет в одни московские ворота, он, митрополит, выйдет в другие «... потому что, кто возлюбит и похвалит веру чужую, тот своей поругался»9, — объяснил митрополит. За 15 верст от Москвы боярин Федор Хромой, посланный Иваном III, отобрал латинский крест у Антония и спрятал его в санях. Попало и послу Ивану Фрязину: его, по известию Львовской летописи, «поимали» и «пограбили»10.

По прибытию в Москву принцессу Зою перекрестили по принятому здесь православному обряду и с именем Софья тут же обвенчали с Иваном III. Причем, по сообщению Второй Новгородской летописи, венчал молодых не митрополит, а коломенский протопоп Осей11. Очевидно, в вопросе брака с Софьей и присутствия в Москве римского посольства у государя Ивана Васильевича и митрополита Филиппа по-прежнему были существенные противоречия, что, впрочем, не нашло отражения в официальном московском летописании. Оно рисует умильную картину свадьбы, где митрополит благословляет великокняжескую чету12. Римское посольство находилось в русской столице еще два с лишним месяца и отправилось домой 26 января 1476 г., везя богатые дары для римского первосвященника.

Русские летописцы XV-XVII вв., а также такие авторы XVI в., как Сигизмунд Герберштейн и Андрей Курбский, свидетельствовали о большом влиянии Софьи и ее греко-итальянского окружения на русского государя. Московские хронисты даже приписывают Софье внушение идеи окончательно порвать зависимость Руси от Орды13. Византийцы, прибывшие с Софьей, принесли на Русь идею «византийского наследства», которую, правда, москвитяне истолковали по-своему и весьма отлично от представлений греческих интеллектуалов или восточных православных монахов-исихастов. Впрочем, некоторые греки из свиты Софьи вполне слились с новой родиной и даже стали ее подвижниками. Так, знатный грек князь Константин, родом из Мангуп-Кале в Крыму, принял постриг в Ферапонтовом монастыре, а в 1490 г. основал под Угличем скит, где жил под именем инока Касьяна. Русская церковь причислила Касьяна Учем-ского (или Мангупского) к лику святых. Созданная им обитель существовала до конца XVIII века14.

Павел II и Сикст IV преследовали в деле брака Софьи две цели: присоединение Московии к унии, провозглашенной на Флорентийском соборе 1439 г., и побуждения России к началу активных действий против турок. Кардиналу Антонию не удалось преуспеть в обоих направлениях. В Москве мудрой Софье ничего не оставалось делать, как заявить о себе как о ярой православной. Православие, как мы знаем, сумела сохранить и дочь Ивана III и Софьи — Елена, что сделало ее брак с литовским великим князем и польским королем католиком Александром смешанным, весьма редким феноменом для того времени. В итоге, можно считать, что этот брак Елены (не давший потомства и несчастливый в личном плане) принес односторонние религиозно-политические выгоды Москве.

Не нашел сочувствия в России и второй внешнеполитический, можно сказать, глобальный цивилизационно-конфессиональный проект Ватикана: создание единого фронта христианских держав против Османской экспансии. Россия во второй половине XV и далее вплоть до конца XVII вв. не имела сил, а потому и желания вступать на эту опасную стезю. И, конечно, не ее «несговорчивая» позиция в вопросе борьбы с турками похоронила проект создания единого европейского христианского фронта против Турции. «Обрушение» данного проекта началось давно. Западный мир, за исключением Венгрии, Венеции и Генуи, сразу продемонстрировал равнодушие к этой затее. Быть может, окажись удачным крестовый поход, провозглашенный папой Евгением V в 1440 г. вскоре после принятия Флорентийским унии, ситуация и изменилась бы...

Оказалось, что Павел II, Сикст IV, как и многие греки-униаты, а также восточные православные, имеют с Москвой разное понимание «византийского наследства». Папа, прельщая московского государя возникшими у него, вследствие брака с Софьей, правами на «византийские вотчины», имел в виду войну за конкретные территории, бывшие некогда византийскими. А русский государь грезил о переносе на «семь московских холмов» вселенских претензий византийской империи. При этом московская дипломатия поспешила наладить вполне дружественные отношения с мусульманской Турцией при посредничестве Крыма, который сам вскоре оказался вассалом Турецкой империи. Москва положила в основу своей внешней политики исключительно свои национально-государственные интересы, трактуя в их рамках и религиозно-идеологические вопросы, что вполне соответствовало той политике, которую вели в отношении турецкой экспансии Франция, Англия и большинство других западноевропейских государств.

В раннее Новое время, политические, а главное коммерческие интересы западных стран значили куда больше, чем стремление к религиозной солидарности.

(В статье также говорится о том, какие силы участвовали в защите Константинополя, и почему ему на помощь христианские государства не очень то и рвались - Взор)

...О русских единоверцах вообще говорить не приходится. Единое русское государство в роковые для Константинополя годы еще не родилось. Русское же православное духовенство, как уже говорилось, после Флорентийской унии 1439 г. бойкотировало Константинопольский патриархат, впав де-факто в автокефалию. Дело было не только в догматических и культовых расхождениях православия, католицизма и возникшей после 1439 г. греко-католической интерпретации христианского учения. Для местного русского «некнижного» духовенства разрыв с Константинополем неожиданно открывал новые карьерные горизонты, а прежде большинство старших иерархов, по происхождению греков или южных славян, назначались в Москву из Константинополя, строгий контроль патриархия вела и за русскими кандидатами на высшие церковные должности Московской митрополии. Разрыв с Константинополем объективно способствовал быстрому становлению русской национальной церкви и сближению ее с Московским государством, которое должно было заместить ту помощь, которой лишилась митрополия со стороны дряхлеющей Византии. Возможность решить за счет государства многие свои проблемы, были очень притягательны для русской церкви, хотя с другой стороны это открыло возможность быстрого подчинения национальной церкви государству, превращения ее из духовного учителя и нравственного судьи в помощника и слугу.

-10

Претензии видеть русскую православную церковь именно в такой роли высказал еще Дмитрий Донской, пытаясь сделать митрополитом наспех принявшего монашество своего духовника попа Митяя, а после его смерти долго враждуя с греком, назначенным Константинопольским патриархатом митрополитом всея Руси. После 1439 г. и на фоне крайнего ослабления, а потом и падения Константинополя, идея русской автокефальной церкви, независимой от Константинополя, но жестко привязанной к центральной власти в Москве, обретала на Северо-Востоке Руси плоть и кровь. Символично, что инициатором отпора «проискам» русского митрополита-униата грека Исидора выступил внук Дмитрия Донского, великий князь Московский и Владимирский Василий II Васильевич (1425-1462). Это был правитель самых посредственных способностей, однако даже он инстинктивно осознавал выгоды своего государства-вотчины в данном вопросе. Неудивительно, что обращения Константинополя к Москве за помощью незадолго до окончательного падения Византии остались без ответа19.

После падения Константинополя (29 мая 1453 г.) все в Европе затеяли «двойную игру»...

(отсылаю за подробностями дела желающих к первоизточнику - Взор)

(продолжение следует)

Читайте также Одна великая Душа, вдохновенная Небом, извлекла из готического мрака обширную Империю…