Основные параметры
Маркировка, разновидности, форма и размеры
Для начала необходимо разобраться, о каком именно изделии идет речь. Часто происходит путаница, так как аббревиатуру «ФМ» можно расшифровать как «фундамент металлический», причем такое изделие имеет смежную сферу применения и используется в качестве опоры для мачт освещения. Мы имеем в виду фундамент монолитный, который представляет собой классическое железобетонное изделие с арматурным каркасом.
По форме изделие состоит из одной или двух плит, жестко соединенных арматурой между собой и со столбцом, который имеет на верхнем торце болты для анкерного крепления рамы опоры. Параметры изделия жестко регламентированы действующим стандартом – серией 3.503.9-80. Согласно данному регламенту, маркировка имеет типовую и размерную группу, причем первая обозначается буквенным набором, вторая – числовым.
Как мы уже говорили, буквенная часть «ФМ» расшифровывается как «фундамент монолитный» и указывает на тип изделия и его форму. Числовая или размерная часть указывает на типоразмер изделия, от которого зависит его несущая способность, сфера применения и основные размеры.
В современной номенклатуре существует семь основных типоразмеров изделия:
МаркировкаСоставРазмеры, д:ш:в, ммФМ-1Тяжелый бетон В15 (ГОСТ 26633-91) и стальная арматура А-300 (ГОСТ 5781-82)3500:2100:1800ФМ-2То же3300:2100:1650ФМ-3То же3000:2000:1500ФМ-4То же2800:1900:1500ФМ-5То же2800:1800:1500ФМ-6То же2300:1600:1350ФМ-7То же2000:1500:1200
Важно!
Как можно убедиться из приведенной таблицы, основные размеры изделия убывают с повышением типоразмера от 1 до 7.
Размеры столба для фундамента остаются постоянными – 100х800 мм.
Материалы и их характеристики
Железобетонные изделия ФМ-1 – ФМ-7 производят из таких материалов:
- Основным материалом является тяжелый бетон высоких марок прочности согласно ГОСТ 26633-91. Применяется материал марки не ниже М200 и класса прочности В15, класса морозостойкости F100 с классом по водонепроницаемости W6;
- Для эксплуатации в условиях агрессивной среды может применяться полимерный бетон на мелком заполнителе, в состав которого включено жидкое стекло, кремнефтористый натрий, фуриловый спирт, андезитовая мука, гранитный щебень с зерном 10 мм и кварцевый песок с зерном 1 – 2 мм;
- Для увеличения прочности и несущей способности фундамента его армируют стальной арматурой (сваренной в каркас) класса А-300 согласно ГОСТ 5781-82, диаметром 12 мм и минимальным шагом 200 мм. Защитный слой бетона не должен быть тоньше 35 мм;
- При эксплуатации в агрессивных средах используют стойкую к коррозии арматуру. Дополнительно стальные стержни покрывают масляной краской. Защитная бетонная поверхность подвергается гидрофобизации.
Важно!
При закладке арматурного каркаса учитывают удобство транспортировки и монтажных работ.
Для этого в плиту вмуровывают специальные монтажные уши из стальной арматурной проволоки.
Изготавливают фундаменты для дорожных знаков в заводских условиях методом вибропрессования. Чаще всего используют съемную опалубку для фундамента, состоящую из типовых модулей-щитов, которые запираются болтами или стальными обоймами на болтовом соединении.
Транспортировка и монтаж
Вес одного фундамента ФМ-1 может достигать девяти тонн, согласно стандарту он равен 8890 кг, поэтому монтировать и даже перемещать его своими руками не представляется возможным. Транспортировка осуществляется спецтранспортом, способным перевозить подобные грузы, на большие расстояния такой товар перемещают по железной дороге.
Инструкция требует прокладывать каждую деталь деревянной доской толщиной 30 мм, чтобы не было трения о дно борта. Также следует жестко фиксировать изделия стальной горячекатаной проволокой. Борта машины также прокладывают досками, чтобы предотвратить возможное трение.
Важно!
Только выполнение всех требований по транспортировке ЖБИ данного типа гарантирует их доставку в небитом и пригодном для эксплуатации состоянии.
Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются с помощью подъемных кранов. Чалки с крюками цепляют за монтажные уши, расположенные сверху нижней плиты, во время работы следует выполнять требования техники безопасности для больших массивных грузов.
Монтажные работы осуществляют с помощью спецтехники и подъемных кранов. Изделие устанавливают непосредственно в грунт, это учитывается при его производстве дополнительными мерами по защите поверхности от влаги и агрессивной химической среды. Погружение должно производиться не менее чем на половину высоты.
Установка изделия на мусор или рыхлую землю недопустима. По правилам перед установкой необходимо отсыпать песчано-гравийную смесь слоем 300 мм и утрамбовать ее виброинструментом. Геометрический объем котлована может достигать 5 – 13 м3 в зависимости от глубины заложения подошвы.
Вывод
ЖБ-конструкции для монтажа дорожных знаков серии ФМ представляют собой массивные изделия, цена которых исчисляется тысячами и десятками тысяч рублей. Применение готовых конструкций ускоряет дорожные работы, чтобы в этом убедиться – смотрите видео в этой статье.