По статистике ARD в России проживает около 20 миллионов мусульман, придерживающихся религиозных обрядов и традиций. Многие самарцы ничего не знают об обычаях, которые до сих пор живы в семьях их соседей, друзей и коллег. «Большая Деревня» поговорила с имамом и самарскими мусульманками о бракосочетании, отношениях в семье и о традициях мусульманской свадьбы.
Знакомство
Ислам разрешает как заключение брака между мусульманами, так и межконфессиональный никах (обряд бракосочетания у мусульман — Прим. ред.). «Мусульманке категорически нельзя за иноверца. Мусульманину же можно взять в жены христианку или иудейку — как с переменой веры будущей супруги, так и без. В последнем случае у бракосочетания есть только одно условие — женщина дает согласие на мусульманство своих детей», — объясняет имам соборной мечети Иршат хазрат Сафин.
Елена: До знакомства с мужем я была христианкой. Мы познакомились в университете: он приехал учиться из Грузии, где жил вместе с семьей. Муж не настаивал на том, чтобы я приняла ислам. Это было мое собственное решение, и мне не было тяжело: я с удовольствием читала коран, учила молитвы, узнавала предписания и мусульманские традиции.
Перед никахом священнослужитель беседует с девушками из других религий об искренности их намерений. «У перехода в другую веру должны быть более веские причины, чем попытка удержать жениха. Девушка должна понять и принять религию, это очень серьезный шаг. Мы не хотим видеть последователей, которые и в своей вере не ходили в храм, и в нашей не собираются. Что толку от того, что Майкл Джексон стал мусульманином и продолжал прыгать по сцене? От этого исламу лучше не стало. Поэтому если девушка нашла в нашей вере Господа, — это прекрасно. Но для начала нужно понять, готова ли она молиться пять раз в день, месяц поститься и соблюдать мораль ислама» — подытоживает имам.
Амина: Мы познакомились четыре года назад — Дамир написал мне вконтакте. Мы несколько дней пообщались, сходили в кино — я, конечно, сказала родителям — и почти сразу начали встречаться. В моей семье, как и у всех мусульман, есть свои правила и обычаи: намаз пятикратно не читаем, но перед экзаменами, когда очень волнуюсь, я читаю молитвы, которым меня научила бабушка. Мой муж из деревни Алькино, это около 250 километров от Самары; у него более строгая семья.
Сватовство
Процесс сватовства в исламе не имеет строгих правил. Привычного обручения — нет; на Востоке с его силой традиций все упрощено по максимуму: родители договариваются обо всем без участия детей. У современных мусульман, отмечает Иршат хазрат, до сих пор принято, чтобы родители жениха приезжали в дом к родителям невесты, присутствие их сына уже разрешено. Далее — коммерческие нюансы: калым за невесту может быть чисто символическим.
Амина: В Самаре сейчас обычай мусульманского сватовства почти не соблюдают: родители жениха просто приезжают в дом невесты просить ее руки, после чего семьи договариваются, где и когда случится бракосочетание. У мужа на родине традиции еще сильны, поэтому мы все делали по обряду: после того, как родители жениха приехали в наш дом, чтобы просить моей руки, мои с ответным визитом отправились к ним в деревню и в знак согласия подарили его родителям большой расшитый платок. Обычно его вышивают бабушки, но мы просто выбрали рисунок и заказали у портнихи. Свадьбу и никах начали обсуждать только после того, как все формальности были соблюдены.
Елена: Когда мы с мужем решили пожениться, моей мамы уже не было в живых, поэтому и сватовства у нас не было. После того, как мой будущий муж сделал мне предложение, мы уехали к нему на родину в Грузию и до свадьбы я несколько дней прожила в доме его сестры, потому что по правилам жениху и невесте до заключения брака нельзя оставаться наедине. В день никах его родственники приехали за мной и отвезли на церемонию, а до этого мы даже не виделись.
Бракосочетание
На никахе присутствуют самые близкие. Когда девушку выдают замуж первый раз, желательно, чтобы при ней был попечитель — мать или отец, дедушка, дядя или другой мужчина-представитель семьи по старшинству и близости родства. При межконфессиональном браке никаких ограничений для присутствия родственников со стороны невесты нет. «Если христиане будут чувствовать себя на такой свадьбе в своей тарелке, не смутятся, когда я читаю молитву, поднимаю руки и прошу Бога о благословении — то почему нет? На свадьбе хотят побывать все. К тому же не принципиально, чтобы обряд проходил в мечети. Ввиду того, что в СССР мечети и вовсе были закрыты, у современных мусульман никах чаще читается в доме невесты».
Амина: Для меня никах — очень значимое событие: союз, который мы заключили перед Аллахом на всю жизнь. Я ужасно волновалась. Родственники жениха приехали к нам из деревни с подарками. Это тоже одна из свадебных традиций, но ее соблюдают по желанию. Обычно дарят полотенца, чайные наборы, конфеты.
Свадебных подарков в исламе два: калым — «выкуп» невесты у родителей, и махр — презент непосредственно будущей жене. Махр — один из четырех обязательных условий для совершения никаха наряду с обоюдным согласием на бракосочетание, присутствием свидетелей и обещанием соблюдать супружеские обязанности. Выплата махра может быть отсрочена, главное — чтобы подарок был солидным — от золотых серег до полугодового прожиточного минимума в особо состоятельных семьях. Махр, опять же, — своеобразная гарантия для будущей супруги: муж не может забрать или отсудить подарок в случае развода. «Махром невеста как бы обременяет мужчину, это ее гарантия на черный день. Он должен быть таким, чтобы его можно было продать или заложить — чтобы женщина не осталась голодной, если однажды, грубо говоря, останется на улице» — поясняет имам.
Амина: Платье на никах нужно особое: оно может быть любого цвета — не обязательно белое, главное, чтобы все было закрыто — руки, ноги, плечи. Я нашла специальный отдел в «Амбаре» и выбрала платье там. Еще есть магазин около мечети, но в нем мне ничего не понравилось.
Утром в день церемонии ко мне приехала девочка-стилист на никах. Она специально ездила учиться в Казань, в этом деле много тонкостей. Например, она одна в Самаре умеет завязывать платки так, как нужно по обряду: не очень просто сделать все правильно с учетом шпилек и прически.
Никах проводится полностью за счет невесты — независимо от того, сколько человек будет с обеих сторон. Его необязательно делать в мечети — моя мама, например, заведует столовой в техникуме, и мы организовывали церемонию там. Гостей было около 100 человек — на официальную часть мы собрали родственников, пригласили муллу, а во второй половине дня пришли друзья. Организацией занималась вся наша семья. Мама очень переживала — нужно было подготовить большой стол, плюс ко всему мы раздавали угощения гостям с собой.
На никах мы не сидели за столом, как на обычной свадьбе, а стояли перед гостями и муллой. Он спрашивал согласия у родителей, у нас с мужем, спрашивал, понравился ли мне махр — подарок жениха. Дамир подарил мне сережки, и я показывала их гостям. Это тоже мусульманский обычай, но он соблюдается не строго — все зависит от муллы и от того, какие вопросы он задает. После этого мы произнесли специальную молитву на никах — такую должен знать каждый мусульманин: сначала я, потом Дамир. Затем родители мужа принесли мед — это вроде выкупа за невесту: родители молодых должны должны съесть по ложке меда и произнести поздравления и пожелания детям.
По традиции на мусульманской свадьбе в углу должно стоять приданое невесты. Мне его готовили с 14 лет. В числе прочего были две большие пуховые подушки. Раньше я много раз смотрела на эти огромные подушенции и представляла, как все случится, — и вот наконец дождалась. Теперь мы спим на них, и это такой кайф!
Вторая часть праздника была похожа на обычную свадьбу, только скромную: пришли наши друзья, было много русских. Свадьбу мы тоже сыграли — через месяц собрались в ресторане — уже без закрытого платья и всех традиций. Была и регистрация в загсе, но никах, конечно, гораздо волнительней, чем свадьба.
Елена: У нас была, скорее, светская свадьба, от ислама там было немного. Организацией занимался муж и его родители. Готовиться к свадьбе мне помогала сестра мужа. Мы вместе выбрали платье — в Грузии во многих салонах есть платья на никах. Собирала меня тоже она. Ничего особенного в моем наряде не было — только платок и закрытые руки.
Конечно, я очень волновалась: во-первых, в этот же день я принимала ислам — для меня это было долгожданное событие; во-вторых, я была одна в другой стране. Из дома золовки меня забрали родственники мужа: они приехали за мной на машинах и отвезли к нему в дом — никах проходил там.
Мы предстали перед муллой, я приняла ислам — для этого нужно было произнести молитву. На никах мы были с мужем вдвоем — без свидетелей и родственников. Мулла спросил, согласны ли мы на этот брак, мы заключили договор и получили свидетельства. А вот на самой свадьбе — она была в этот же день — было много гостей со стороны мужа. Его родственники подарили мне украшения, одежду. Были традиционные угощения, но в целом, свадьба была светской: все нас поздравляли, а к вечеру начались танцы и веселье.
Через несколько дней после свадьбы мы вернулись в Самару и расписались в загсе — вдвоем, без гостей. Многие мусульмане считают, что никаха достаточно, но мы все-таки живем в современном мире, иногда нужно соблюдать формальности, тем более, что в них нет ничего плохого и противоречивого.
Самарское духовенство, разумеется, ставит религиозную традицию выше гражданской, однако перед никахом напоминают парам о важности заключения официального брака. «Конечно, мы уже не в советском прошлом, когда отказывали от женитьбы в храме без посещения ЗАГСа. Сейчас для нас как для священнослужителей не важно, есть ли у пары печать в паспорте. Мы не должны давать им от ворот поворот, если они пришли закрепить свой союз перед Богом, но тем не менее, приветствуем и законный брак. Религиозный брак в исламе условно ни к чему не обязывает, а нам хотелось бы дать женщине хоть какие-то гарантии» — рассказывает имам, — «В исламе очень просто развестись: мужчине достаточно три раза сказать «Ты разведена». Думаю, если бы это право было дано женщине, они как натуры более вспыльчивые разводились бы каждую секунду».
Отношения в семье
Елена: В нашей семье зарабатывает муж, а я занимаюсь домом и детьми — у нас их четверо. Муж не запрещает мне работать, но мне достаточно обязанностей по дому. Бывают дни, когда я очень устаю, — тогда он помогает мне помыть посуду или приготовить ужин, но в целом, я стараюсь сделать все, что мне по силам, сама.
У нас есть одно правило — я ничего не могу сделать, не спросив у мужа разрешения. Например, недавно я увидела в магазине кроссовки — сыну как раз нужны были такие — и не могла купить их сама, не получив согласия. Конечно, муж чаще не против: обычно он предоставляет мне право выбора, говорит: «Поступай так, как считаешь нужным».
Амина: Мы с мужем оба учимся: я заканчиваю психологический факультет бывшего госа, а Дамир работает и получает второе высшее заочно. Я пока не работаю, но я очень хочу — не зря же я училась. Муж говорит мне: «Если хочешь, можешь сидеть дома». Но мне это скучно: в универе я всегда участвовала в творческих движухах, ездила на форумы, и сейчас хочу развиваться дальше, трудиться по специальности — работать с детьми.
Мне очень повезло с мужем — он помогает мне и делает всю мужскую работу по дому, хотя строгого распределения обязанностей у нас нет. Может отвезти или забрать меня из универа, когда есть возможность, и точно никогда не скажет: «Где твой платок? Ты же теперь мусульманская жена!».
У людей вообще странные стереотипы. Меня часто спрашивают: «Тебе Дамир не говорит, что нужно носить закрытую одежду?». Или: «Что, ты теперь дома будешь сидеть, детей рожать?». Что за бред? Мы живем в современном мире, и религия тоже не стоит на месте.
А еще у «Большой Деревни» есть странички
вконтакте https://vk.com/bigvill
фейсбук https://www.facebook.com/bigvill1
твиттер https://twitter.com/bigvillsmr
телеграм https://t.me/bigvill