Найти тему
Самокатус

Как выглядели авиапутешествия в XX веке? История в фотографиях

Оглавление

Авиапутешествия стремительно менялись с самого момента их появления. В этой статье я собрал фотографии по десятилетиям и описал кратчайшую историю авиаперевозок в США, Европе и России/СССР.

1920-е

Самолеты 1920-х тряслись, как карета на бездорожье, и были негерметичны. Fox Photos / Stringer / Getty Images
Самолеты 1920-х тряслись, как карета на бездорожье, и были негерметичны. Fox Photos / Stringer / Getty Images

В 1920-е был создан первый пассажирский самолет. Самолеты того времени вмещали не более 20 пассажиров и поднимались на высоту до 900 метров, а скорость достигала 160 км/ч. Они могли летать только при дневном свете и им приходилось часто останавливаться для дозаправки.

В самолетах было очень холодно и шумно, так как они были сделаны из листов металла без изоляции. Кроме того, самолеты были негерметичны, но несмотря на все это авиапутешествия набирали популярность.

-2

Компания Lufthansa была создана в 1926 году. Кадр выше был сделан перед первым полетом (6 апреля 1926 года) компании из Берлина в Цюрих (через Халле, Эрфурт и Штутгарт). Самолет на снимке - Фоккер Грюлих Ф II.

Еще раньше, 1 мая 1922 года, в СССР открылись полёты по первой международной авиалинии "Москва -Кёнигсберг (тогда Германия) - Берлин". Вот фотография из одного из тех рейсов:

"
"

17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного воздушного флота "Добролёт". Этот день и поныне считается днем рождения "Аэрофлота". Парк первых самолётов состоял из голландских "Фоккеров".

15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Рейс на немецком Junkers F13 под названием "Промбанк" с Ходынского поля совершил пилот Яков Моисеев. На самолете могло поместиться только два пилота и четыре пассажира.

-4

1930-е

Кабина самолета в 1936 году. Fox Photos / Stringer / Getty Images
Кабина самолета в 1936 году. Fox Photos / Stringer / Getty Images

В 1930-е у самолетов появился полноценный экипаж и бортпроводники. Сервис был не хуже сегодняшнего, а самолеты точно были удобнее (посмотрите на этот диван). Хотя, конечно, были вопросы к безопасности полетов.

В мае 1939 года первая стюардесса, 20-летняя москвичка Эльза Городецкая, появилась и в "Аэрофлоте". В то время стюардессы были миниатюрными – не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. Слова "стюардесса" тогда не было, девушку оформили кладовщицей, а называли буфетчицей. Её обязанности принципиально не отличались от обязанностей современных стюардесс.

Самолеты в 1930-е обогревались, сиденья были больше похожи на кресла и диваны. Они могли подниматься до 6 000 метров и развивать скорость до 320 км/ч

Боинг 307 - первый самолет с герметичной кабиной дебютировал в 1938 году. Вот фотография из того рейса:

-6

А это не ресторан, а самолет британской авиакомпании Imperial Airways

Бортпроводник готовит ланч на борту самолета британской а/к Imperial Airways. Getty Images
Бортпроводник готовит ланч на борту самолета британской а/к Imperial Airways. Getty Images

13 сентября 1936 года московский аэропорт "Быково"начинает отправление и прием регулярных рейсов «Аэрофлота». Тогда не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации во время дождей и весенней распутицы. Короткая асфальтобетонная полоса появилась "Быково" в 1960 году.

-8

В 1989/1990 годах пассажиропоток "Быково" достигал 2,8 млн. пассажиров. Тогда "Быково" был одним из лидеров в Европе по интенсивности вылетов – 550 рейсов в сутки! Но в начале 90-х годов объемы перевозок резко упали, а 18 октября 2010 года эксплуатация "Быково" была прекращена.

1940-е

Troops onboard a transport plane in 1943. AP
Troops onboard a transport plane in 1943. AP

Вторая Мировая сильно изменила ситуацию: самолеты делали в первую очередь ради военных целей. После того как война закончилась осталось много самолетов и новых длинных взлётно-посадочных полос. К тому же новые аэропорты были построены вблизи крупных городов (например, лондонский Хитроу и Внуково).

В 1948 году началась эксплуатации биплана Ан-2, легендарного самолета-кукрузника. К началу 60-х годов рейсы на Ан-2 связали более половины райцентров СССР, а к 77-му году эти самолеты обслуживали 3254 населенных пункта . Это мировой рекорд!

Посадка в самолет Ан-2. Фото А. Венендиктов / onegaonline.ru
Посадка в самолет Ан-2. Фото А. Венендиктов / onegaonline.ru

1950-е

Passengers relaxing on sleeper seats on an aircraft in 1558. Douglas Miller / Stringer / Getty Images
Passengers relaxing on sleeper seats on an aircraft in 1558. Douglas Miller / Stringer / Getty Images

В США 1950-е называют "золотым веком авиапутешествий". Но билеты были дорогими. Билеты на рейс Чикаго - Финикс стоили $1168 по сегодняшим ценам (сейчас меньше $100), а билет в Европу - $3000 по сегодняшим ценам (сейчас $400-600).

Getty Images
Getty Images

А сколько стоили билеты "Аэрофлота"? Сравнительно дешево. Вот сравнение тарифов и цен в 1980е

5. На поезде в Самарканд 91 час!
5. На поезде в Самарканд 91 час!

Данные взяты из блога s16-n425.livejournal.com.

Среднемесячная зарплата тогда была около 200 рублей. То есть в Казань на одну зарплату можно было слетать туда и обратно 5 раз, в Тбилиси минимум 2 раза. Примерно как сейчас, в 2017 году билеты на некоторые направления стоят дешевле, но разница не такая запредельная, как в США. Авиапутешествия были доступным транспортом для жителей СССР.

Четыре десятилетия c 1950-х до начала 1990-х годов в истории "Аэрофлота" можно назвать"золотыми": в это время единственная советская авиакомпания развивается высокими темпами и становится мировым лидером в области пассажирских авиаперевозок. Это не шутка. "Аэрофлот" был самой крупной авиакомпанией в мире. В 1961 году он перевез 21,8 млн. пассажиров. Для сравнения: в 2016 группа компаний "Аэрофлота" перевезла 29 млн. человек.

Аэропорт Внуково. 1950-е гг.
Аэропорт Внуково. 1950-е гг.

В 1953 году самым дорогим был билет на международный рейс Москва — Казань — Свердловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хайлар — Харбин — Шеньян — Пхеньян = 3168 руб. в первом классе (для сравнения: средняя зарплата в 1953 году = 719 руб. в месяц).*

*важное уточнение про цены. В 1961 году в СССР была проведена деноминация рубля в 10 раз.

Вот расписание того рейса (66 часов!):

-18

1960-е

Самолет в 1960-е. Fox Photos / Stringer / Getty Images
Самолет в 1960-е. Fox Photos / Stringer / Getty Images

Авиаперевозки стали более рутинным делом. Пассажиры больше не наряжались как на бал.

В 1960-е в США все еще можно было летать без всяких документов, удостоверявших личность. Можно было просто пройти к трапу с билетом в руках. Даже без досмотра, который стал обязательным только к 1973 году. И тогда он был совсем не такой тщательный, как сейчас.

В СССР 1959 году начали эксплуатировать самолет Ил-18. Он стал одним из самых массовых в следущие десятилетия. Наиболее интенсивно Ил-18 эксплуатировался на внутрисоюзном маршруте Домодедово — Красноярск: летом 1969 года ежедневно выполнялось до 24-х рейсов!

Самолёт «Аэрофлота» Ил-18: салон туристского (экономического) класса
Самолёт «Аэрофлота» Ил-18: салон туристского (экономического) класса

В 1968 году был совершен первый пассажирский рейс из Москвы в США.

Интересный снимок от 1 декабря 1969 года – на борту самолётов "Аэрофлота" Ту-134, летавших из Москвы в Ленинград и из Ленинграда в Киев в качестве эксперимента были установлены телевизоры "Юность". Показывали только передачи Центрального Советского Телевидения.

-21

1970-е

Самолет в 1970-е. Alan Light / Flickr
Самолет в 1970-е. Alan Light / Flickr

Историю авиации изменил Боинг-747 или Джамбо Джет, как его тогда прозвали. Это был первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Короче, он был огромный. Невиданно огромный для того времени.

Он был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером в течение 36 лет, до появления A380 в 2005 году. Билеты сильно подешевели, так как теперь в самолет могло поместиться больше людей.

Но это было не единственной причиной удешевления билетов в США. В 1978 году американский Конгресс дерегулировал авиационную индустрию. До 1978-го года цены на билеты были фиксированными и авиакомпании конкурировали за пассажиров уровнем сервиса. После 1978-го цены отпустили в свободное плавание. Как результат: цены упали, как и качество сервиса, а индустрию в 1980-е ждал бум и появление десятка новых авиакомпаний.

Кстати, в порыве зарегулировать отрасль американский Конгресс однажды ограничил количество коктейлей, которые могут подавать авиакомпании: не больше 2 на пассажира. В итоге авиакомпании начали предлагать второй коктейль объемом в 0,5 литра.

Тем временем в Советском Союзе все еще было место для лакшери.

Самолёт «Аэрофлота» Ту-114: салон первого класса (ресторан)
Самолёт «Аэрофлота» Ту-114: салон первого класса (ресторан)
Самолёт «Аэрофлота» Ту-114: салон первого класса (спальные места).
Самолёт «Аэрофлота» Ту-114: салон первого класса (спальные места).

В СССР:

29 декабря 1976 г. – годовой пассажиропоток "Аэрофлота" впервые превысил 100 миллионов пассажиров.

1980-е

Самолет в 1989 году. Alan Light / Flickr
Самолет в 1989 году. Alan Light / Flickr

В 1980-е в самолетах можно было курить, питание было всегда включено, а сумок в багаж можно было сдать сколько угодно. А пассажиры могли зайти в гости в кабину к пилотам.

Continental Airlines (которые теперь United Airlines) даже протестировали "самолет-паб" с отдельным баром и барными стульями. (Рекламный ролик Pub in the Sky на Ютьюбе).

В Советских самолетах баров не было, но был Ил-86, эксплуатация, которого началась в 1980 году. В 1970/80-е авиаперевозки в СССР стали действительно массовыми, билеты приходилось доставать (именно доставать, через знакомых, «по блату»), поэтому требовалось радикальное решение проблемы перемещения миллионов советских граждан по территории огромной страны. Эту проблему и решил Ил-86.

Самолёт «Аэрофлота» Ил-86: салон экономического класса
Самолёт «Аэрофлота» Ил-86: салон экономического класса

Главная особенность Ил-86 – двухэтажная палуба. На первом этаже находились багажные отделения и кухня, на втором – кабина пилотов, буфеты и пассажирские салоны на 350 человек. В то время Ил-86 был самым большим самолетом "Аэрофлота", но несмотря на размеры его могли принимать и региональные аэропорты.

Самолёт «Аэрофлота» Ил-86: служебные межпалубные лифты
Самолёт «Аэрофлота» Ил-86: служебные межпалубные лифты

Пассажиры брали багаж с собой и размещали на нижней палубе.

1990-е

Самолет в 1990-е. Hunter Desportes / Flickr
Самолет в 1990-е. Hunter Desportes / Flickr

В самолетах появились первые телефоны и развлекательные системы. В 1990-е постепенно начали запрещать курение в самолетах.

1990 год - у "Аэрофлота" рекордный годовой пассажиропоток – 137,1 млн. пассажиров. Но на международных линиях из них только 5 млн. Для сравнения - пассажиропоток всех российских авиакомпаний за 2016 год - 88,5 млн. человек.

 В 1992 году «Аэрофлот»  вводит первый класс (бизнес-класс) на внутренних авиалиниях
В 1992 году «Аэрофлот» вводит первый класс (бизнес-класс) на внутренних авиалиниях

В России начали появляться другие авиакомпании. Авиакомпания "Трансаэро" была зарегистрирована 30 сентября 1990 года и стала первой частной авиакомпанией в России. В 1992 году в Новосибирске на базе Толмачёвского объединенного авиаотряда была образована государственная авиакомпания "Сибирь" (ныне S7 Airlines).

2000-е

Самолет в 2000-е. CRS PHOTO / Shutterstock
Самолет в 2000-е. CRS PHOTO / Shutterstock

Авиапутешествия сильно изменились во всем мире после событий 9 сентября 2011 года. Администрация транспортной безопасности США (TSA) даже не существовало тогда (она было основана через 5 недель после теракта - 19 ноября 2001 года). Был сильно ограничен набор вещей, которые можно взять в самолет. Досмотры стали гораздо более тщательными.

Сегодня

Тачскрин экран в развлекательной системе. Mizkit / Shutterstock
Тачскрин экран в развлекательной системе. Mizkit / Shutterstock

Развлкательные системы, розетки и usb порты для зарядки гаджетов, интернет на борту - постепенно все становится нормой авиапутешествий (российские авиакомпании пока только догоняют тренд).

Бум лоукостов. Ирландский Ryanair даже становится крупнейшей европейской авиакомпанией в 2016 году (116 миллионов перевезенных пассажиров - почти как Аэрофлот в 1991 году).

В 2010-е трансатлантические рейсы за $100 в одну сторону - почти норма.

Бешеными темпами авиаперевозки растут в Азии. Например, из 15 самых загруженных авиарейсов мира 14 приходятся на азиатские маршруты (еще один на Австралию). В Азии же находятся самые лучшие авиакомпании мира: Qatar Airways, Singapore Airlines, Emirates, Etihad Airways, Cathay Pacific регулярно находятся в верхней части любого рейтинга авиакомпаний. А еще ближневосточные перевозчики достигли совершенства в мире лакшери.

Первый класс в Etihad
Первый класс в Etihad