Авиапутешествия стремительно менялись с самого момента их появления. В этой статье я собрал фотографии по десятилетиям и описал кратчайшую историю авиаперевозок в США, Европе и России/СССР.
1920-е
В 1920-е был создан первый пассажирский самолет. Самолеты того времени вмещали не более 20 пассажиров и поднимались на высоту до 900 метров, а скорость достигала 160 км/ч. Они могли летать только при дневном свете и им приходилось часто останавливаться для дозаправки.
В самолетах было очень холодно и шумно, так как они были сделаны из листов металла без изоляции. Кроме того, самолеты были негерметичны, но несмотря на все это авиапутешествия набирали популярность.
Компания Lufthansa была создана в 1926 году. Кадр выше был сделан перед первым полетом (6 апреля 1926 года) компании из Берлина в Цюрих (через Халле, Эрфурт и Штутгарт). Самолет на снимке - Фоккер Грюлих Ф II.
Еще раньше, 1 мая 1922 года, в СССР открылись полёты по первой международной авиалинии "Москва -Кёнигсберг (тогда Германия) - Берлин". Вот фотография из одного из тех рейсов:
17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного воздушного флота "Добролёт". Этот день и поныне считается днем рождения "Аэрофлота". Парк первых самолётов состоял из голландских "Фоккеров".
15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Рейс на немецком Junkers F13 под названием "Промбанк" с Ходынского поля совершил пилот Яков Моисеев. На самолете могло поместиться только два пилота и четыре пассажира.
1930-е
В 1930-е у самолетов появился полноценный экипаж и бортпроводники. Сервис был не хуже сегодняшнего, а самолеты точно были удобнее (посмотрите на этот диван). Хотя, конечно, были вопросы к безопасности полетов.
В мае 1939 года первая стюардесса, 20-летняя москвичка Эльза Городецкая, появилась и в "Аэрофлоте". В то время стюардессы были миниатюрными – не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. Слова "стюардесса" тогда не было, девушку оформили кладовщицей, а называли буфетчицей. Её обязанности принципиально не отличались от обязанностей современных стюардесс.
Самолеты в 1930-е обогревались, сиденья были больше похожи на кресла и диваны. Они могли подниматься до 6 000 метров и развивать скорость до 320 км/ч
Боинг 307 - первый самолет с герметичной кабиной дебютировал в 1938 году. Вот фотография из того рейса:
А это не ресторан, а самолет британской авиакомпании Imperial Airways
13 сентября 1936 года московский аэропорт "Быково"начинает отправление и прием регулярных рейсов «Аэрофлота». Тогда не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации во время дождей и весенней распутицы. Короткая асфальтобетонная полоса появилась "Быково" в 1960 году.
В 1989/1990 годах пассажиропоток "Быково" достигал 2,8 млн. пассажиров. Тогда "Быково" был одним из лидеров в Европе по интенсивности вылетов – 550 рейсов в сутки! Но в начале 90-х годов объемы перевозок резко упали, а 18 октября 2010 года эксплуатация "Быково" была прекращена.
1940-е
Вторая Мировая сильно изменила ситуацию: самолеты делали в первую очередь ради военных целей. После того как война закончилась осталось много самолетов и новых длинных взлётно-посадочных полос. К тому же новые аэропорты были построены вблизи крупных городов (например, лондонский Хитроу и Внуково).
В 1948 году началась эксплуатации биплана Ан-2, легендарного самолета-кукрузника. К началу 60-х годов рейсы на Ан-2 связали более половины райцентров СССР, а к 77-му году эти самолеты обслуживали 3254 населенных пункта . Это мировой рекорд!
1950-е
В США 1950-е называют "золотым веком авиапутешествий". Но билеты были дорогими. Билеты на рейс Чикаго - Финикс стоили $1168 по сегодняшим ценам (сейчас меньше $100), а билет в Европу - $3000 по сегодняшим ценам (сейчас $400-600).
А сколько стоили билеты "Аэрофлота"? Сравнительно дешево. Вот сравнение тарифов и цен в 1980е
Данные взяты из блога s16-n425.livejournal.com.
Среднемесячная зарплата тогда была около 200 рублей. То есть в Казань на одну зарплату можно было слетать туда и обратно 5 раз, в Тбилиси минимум 2 раза. Примерно как сейчас, в 2017 году билеты на некоторые направления стоят дешевле, но разница не такая запредельная, как в США. Авиапутешествия были доступным транспортом для жителей СССР.
Четыре десятилетия c 1950-х до начала 1990-х годов в истории "Аэрофлота" можно назвать"золотыми": в это время единственная советская авиакомпания развивается высокими темпами и становится мировым лидером в области пассажирских авиаперевозок. Это не шутка. "Аэрофлот" был самой крупной авиакомпанией в мире. В 1961 году он перевез 21,8 млн. пассажиров. Для сравнения: в 2016 группа компаний "Аэрофлота" перевезла 29 млн. человек.
В 1953 году самым дорогим был билет на международный рейс Москва — Казань — Свердловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хайлар — Харбин — Шеньян — Пхеньян = 3168 руб. в первом классе (для сравнения: средняя зарплата в 1953 году = 719 руб. в месяц).*
*важное уточнение про цены. В 1961 году в СССР была проведена деноминация рубля в 10 раз.
Вот расписание того рейса (66 часов!):
1960-е
Авиаперевозки стали более рутинным делом. Пассажиры больше не наряжались как на бал.
В 1960-е в США все еще можно было летать без всяких документов, удостоверявших личность. Можно было просто пройти к трапу с билетом в руках. Даже без досмотра, который стал обязательным только к 1973 году. И тогда он был совсем не такой тщательный, как сейчас.
В СССР 1959 году начали эксплуатировать самолет Ил-18. Он стал одним из самых массовых в следущие десятилетия. Наиболее интенсивно Ил-18 эксплуатировался на внутрисоюзном маршруте Домодедово — Красноярск: летом 1969 года ежедневно выполнялось до 24-х рейсов!
В 1968 году был совершен первый пассажирский рейс из Москвы в США.
Интересный снимок от 1 декабря 1969 года – на борту самолётов "Аэрофлота" Ту-134, летавших из Москвы в Ленинград и из Ленинграда в Киев в качестве эксперимента были установлены телевизоры "Юность". Показывали только передачи Центрального Советского Телевидения.
1970-е
Историю авиации изменил Боинг-747 или Джамбо Джет, как его тогда прозвали. Это был первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Короче, он был огромный. Невиданно огромный для того времени.
Он был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером в течение 36 лет, до появления A380 в 2005 году. Билеты сильно подешевели, так как теперь в самолет могло поместиться больше людей.
Но это было не единственной причиной удешевления билетов в США. В 1978 году американский Конгресс дерегулировал авиационную индустрию. До 1978-го года цены на билеты были фиксированными и авиакомпании конкурировали за пассажиров уровнем сервиса. После 1978-го цены отпустили в свободное плавание. Как результат: цены упали, как и качество сервиса, а индустрию в 1980-е ждал бум и появление десятка новых авиакомпаний.
Кстати, в порыве зарегулировать отрасль американский Конгресс однажды ограничил количество коктейлей, которые могут подавать авиакомпании: не больше 2 на пассажира. В итоге авиакомпании начали предлагать второй коктейль объемом в 0,5 литра.
Тем временем в Советском Союзе все еще было место для лакшери.
В СССР:
29 декабря 1976 г. – годовой пассажиропоток "Аэрофлота" впервые превысил 100 миллионов пассажиров.
1980-е
В 1980-е в самолетах можно было курить, питание было всегда включено, а сумок в багаж можно было сдать сколько угодно. А пассажиры могли зайти в гости в кабину к пилотам.
Continental Airlines (которые теперь United Airlines) даже протестировали "самолет-паб" с отдельным баром и барными стульями. (Рекламный ролик Pub in the Sky на Ютьюбе).
В Советских самолетах баров не было, но был Ил-86, эксплуатация, которого началась в 1980 году. В 1970/80-е авиаперевозки в СССР стали действительно массовыми, билеты приходилось доставать (именно доставать, через знакомых, «по блату»), поэтому требовалось радикальное решение проблемы перемещения миллионов советских граждан по территории огромной страны. Эту проблему и решил Ил-86.
Главная особенность Ил-86 – двухэтажная палуба. На первом этаже находились багажные отделения и кухня, на втором – кабина пилотов, буфеты и пассажирские салоны на 350 человек. В то время Ил-86 был самым большим самолетом "Аэрофлота", но несмотря на размеры его могли принимать и региональные аэропорты.
Пассажиры брали багаж с собой и размещали на нижней палубе.
1990-е
В самолетах появились первые телефоны и развлекательные системы. В 1990-е постепенно начали запрещать курение в самолетах.
1990 год - у "Аэрофлота" рекордный годовой пассажиропоток – 137,1 млн. пассажиров. Но на международных линиях из них только 5 млн. Для сравнения - пассажиропоток всех российских авиакомпаний за 2016 год - 88,5 млн. человек.
В России начали появляться другие авиакомпании. Авиакомпания "Трансаэро" была зарегистрирована 30 сентября 1990 года и стала первой частной авиакомпанией в России. В 1992 году в Новосибирске на базе Толмачёвского объединенного авиаотряда была образована государственная авиакомпания "Сибирь" (ныне S7 Airlines).
2000-е
Авиапутешествия сильно изменились во всем мире после событий 9 сентября 2011 года. Администрация транспортной безопасности США (TSA) даже не существовало тогда (она было основана через 5 недель после теракта - 19 ноября 2001 года). Был сильно ограничен набор вещей, которые можно взять в самолет. Досмотры стали гораздо более тщательными.
Сегодня
Развлкательные системы, розетки и usb порты для зарядки гаджетов, интернет на борту - постепенно все становится нормой авиапутешествий (российские авиакомпании пока только догоняют тренд).
Бум лоукостов. Ирландский Ryanair даже становится крупнейшей европейской авиакомпанией в 2016 году (116 миллионов перевезенных пассажиров - почти как Аэрофлот в 1991 году).
В 2010-е трансатлантические рейсы за $100 в одну сторону - почти норма.
Бешеными темпами авиаперевозки растут в Азии. Например, из 15 самых загруженных авиарейсов мира 14 приходятся на азиатские маршруты (еще один на Австралию). В Азии же находятся самые лучшие авиакомпании мира: Qatar Airways, Singapore Airlines, Emirates, Etihad Airways, Cathay Pacific регулярно находятся в верхней части любого рейтинга авиакомпаний. А еще ближневосточные перевозчики достигли совершенства в мире лакшери.