Середина 1990-х годов — уникальное для металла время. Он перестал быть таким популярным, как десятилетием ранее, но его развитие не только не остановилось, но и стало невероятно плодотворным. В цикле «Heavy-Metal в 1995 году» мы рассмотрим положение дел, к которому пришёл жанр к этому времени и какие новые тенденции были тогда заложены. Через рассмотрение нескольких десятков наиболее заметных и важных альбомов мы будем постепенно приходить к универсальным выводам и умозаключениям о любимой многими меломанами тяжёлой музыке. Итак, вперёд, в 1995-й!
21. Malevolent Creation, «Eternal»
Мы рассмотрели уже троих представителей шведского дэта (Therion, Dismember и Unleashed), и про каждого отмечали отсутствие особенной брутальности. Логично спросить, где же тогда делают по-настоящему жёсткий и брутальный Death-Metal? Ответ известен — в Америке, причём по концентрации значительных дэт-метал групп пальму первенства держит штат Флорида, из-за чего иногда говорят об особой флоридской школе классического дэта.
Вот и яркие представители жанра Malevolent Creation, хотя и образовались в городке Баффало в 1987-м, уже через год перебрались в этот субтропический штат, казалось бы, меньше всего располагающий к экстремальной музыке. Здесь в 1991 году Malevolent Creation и начали выпускать свои альбомы. В 1995 же году у группы, как и у Unleashed, вышел уже четвёртый альбом — «Eternal». К тому времени эти постоянно меняющие состав американцы вошли в число флагманов жанра, и несут это почётное звание до сих пор.
Таким образом, хотя дэт-метал зародился и оформился уже во второй половине 1980-х, именно с началом следующего десятилетия его американская разновидность, как и шведская, приобрела массовую популярность и среди музыкантов, и среди фанатов тяжёлой музыки. Разумеется, массовость здесь крайне относительная...
22. Skid Row, «Subhuman Race»
Раз уж мы перебрались из Европы в США, стоит задержаться на американской земле и рассмотреть некоторые тенденции развития заокеанского метала в 1995 году. Одна из них состоит в том, что металл стал более «взрослым» и каким-то «степенным». В 1980-е, если не считать представителей трэша и раннего дэта, уже тогда более-менее серьёзных парней, наблюдалось засилье андрогинных образов: музыканты делали начёсы, облепливались стразами, обвешивались бирюльками, накладывали грим и выдумывали невообразимые наряды, ходить в которых по улицам не пришло бы в голову и сумасшедшему. Это была эпоха глэма и хард-энд-хэви, когда тяжёлый рок вплотную приблизился к поп-музыке того времени, многое ей давая и многое заимствуя у неё.
Но с наступлением 90-х эта эпоха сошла на нет вместе с популярностью такой музыки. И ключевую роль здесь сыграл, на мой взгляд, простой парень в рубашке, джинсах и с гитарой, изменивший рок не только в музыкальном, но и в визуальном плане, — Курт Кобейн. После взрыва популярности гранжа скакать по сцене в лосинах и на шпильках, распевая весёлые песенки про любовь, стало не комильфо. В итоге часть групп прекратила существование, часть ушла на периферию, а остальные стали играть более серьёзную и взрослую музыку.
К последним относятся, например, Skid Row, ещё успевшие запрыгнуть на подножку уходящего поезда прежней эпохи. Их женственный вокалист Себастьян Бах, хотя в лосинах и не скакал, идеально воплощал в себе образ рок-героя 80-х (наравне, например, с Экслом Роузом). Характерно, что после выпуска двух очень успешных альбомов 1989 и 1991 годов Skid Row замолчали до самого 1995 года, видимо, раздумывая, куда двигаться дальше, чтобы не выпасть из парохода современности. Плодом раздумий стал альбом «Subhuman Race», последний с Бахом на вокале. Нельзя сказать, что группа принципиально сменила стиль, но это теперь уж точно не приятный для уха классический хэви. Музыка стала более нервной и жёсткой, потяжелела и несколько усложнилась. Как будет видно из дальнейшего рассмотрения американского металла того времени, «поправку на время» можно считать удачной: «Subhuman Race» действительно звучит более-менее адекватно наступившей эпохе. Хотя платиновых статусов и первых мест в билбордах Skid Row лишились навсегда.
23. Savatage, «Dead Winter Dead»
А вот группа Savatage начала меняться ещё в конце 80-х. Будучи одними из зачинателей классического хэви-метал в Америке, с 1983 по 1987 годы музыканты играли резкий и словно наэлектризованный, но не слишком тяжёлый металл в духе того времени. А на альбоме 1989 года «Gutter Ballet» зазвучали новые нотки: музыка стала медленней, размеренней и степенней, в звуковую палитру были введены клавиши, стало больше духоподъёмных баллад и даже появились элементы набиравшего тогда обороты прогрессивного металла. Но только элементы, ибо эта линия в музыке Savatage не получила полноценного развития.
Но «взросление» продолжалось: в 90-е группа записывает концептуальные альбомы и даже рок-оперы вместо набора задорных рок-песенок. Всю первую половину десятилетия будто подготовлялась почва для введения симфонических элементов, чтобы почти оперная помпезность нового стиля Savatage обрела логическое завершение. И на альбоме «Dead Winter Dead» 1995 года симфонизм явил себя, как и у многих других групп в это время, причём независимо друг от друга. Хорошее доказательство того, что понятие «дух времени» — не пустая фраза.
24. Dream Theater, «A Change of Seasons»
Итак, Savatage, позаигрывав немного с прогрессив-металом, ушли в другую сторону. Однако этот вид тяжёлой музыки получил в Америке широкое распространение. И флагман современного прогрессива Dream Theater родом из США, и множество других значительных групп. Возникновение и оформление этого жанра произошло во второй половине 80-х, хотя популярность к нему пришла только с началом следующего десятилетия и стала следствием общей тенденции к «взрослению» металла и превращению его в серьёзную музыку, не чурающуюся интеллектуализма. Появился прогрессив-метал путём утяжеления уже давно существовавшего прогрессив-рока, хотя слишком уж тяжёлым в плане звучания он никогда не был: вся трудность его для восприятия заключается не в тяжести и экстремальности, а в сложности мелодий и ритмов.
Вот и творение Dream Theater 1995 года прекрасно показывает, какой композиционной изощрённости может достигнуть произведение в стиле прогрессив. К сожалению, полноценного альбома музыканты в этот год не выпустили, но и мини-альбом «A Change of Seasons» прекрасно демонстрирует суть их творчества (и суть жанра в целом). Состоит этот диск из одной музыкальной пьесы (назвать это произведение песней язык не поворачивается), состоящей из 7 частей. А кроме неё на диске представлен фрагмент одного из концертов, на котором Dream Theater в своём неподражаемом стиле играли рок-классику, подчас соединяя в одну композицию несколько песен того или иного исполнителя. Так, на диске представлены кавер-версии хитов Элтона Джона, Deep Purple и Led Zeppelin, а композиция «The Big Medley» и вовсе состоит из кусочков 6 разных песен, принадлежащих таким группам, как Pink Floyd, Queen, Genesis и др.
25. Symphony X, «The Damnation Game»
В силу того, что прогрессив-метал относится к самым лёгким в плане звучания и самым мелодичным жанрам, его близость к таким направлениям, как пауэр и спид вполне естественна. Все они оформились в 80-е, а в 90-е начали смешиваться друг с другом, образуя симбиозы, выделить в которых отдельные компоненты является не такой уж простой задачей. А к 1995 году в эти «коктейли» начала подмешиваться и щепотка симфонизма.
Хорошим примером здесь может служить второй альбом американцев Symphony X «The Damnation Game». Типичный прогрессив, стоит ему разогнаться, тут же ритмически упрощается и превращается в что-то среднее между пауэр- и спид-металлом. Поэтому эту группу едва ли можно назвать представителями «чистого» прога, хотя всё остальное, присущее жанру, в нём наличествует. Плюс к этому, как следует уже из говорящего названия, присутствуют и неоклассические элементы. Правда, нужно учитывать, что живые оркестры симфонических инструментов в 1995 году ещё мало кто использовал. В основном, некоторые представители дума, взявшие на вооружение виолончели, да отдельные фолк-коллективы. А остальные, в том числе и прогрессивщики, пользовались обычными клавишами, звучащими как симфонические инструменты. Поэтому клавишных переливов и у Symphony X, и у других представителей жанра всегда было в избытке. Больше, чем в любом другом жанре металла.
26. Iced Earth, «Burnt Offerings»
Кстати, о Speed-Metal. Как видно уже из названия, жанр этот скоростной, но более мелодичный, чем столь же скоростной трэш. Поэтому группы этого направления часто балансируют между классическим хэви-метал и трэшем, хотя ближе они всё-таки к первому. Американцы Iced Earth относятся к тем коллективам, которые, как и рассматриваемые ранее немцы Rage, взяли на вооружение многие идеи и приёмы трэша, дабы подчеркнуть тёмную и экспрессивную сторону своей музыки. Правда, термин спид-трэш с полным правом можно применить лишь к первым двум альбомам 1991 и 1992 годов, да к третьему — «Burnt Offerings». А затем элементы трэша стали более эпизодичными, постепенно уступая место пафосному и мелодичному Power-Metal (хотя пафоса и мелодизма хватает и здесь). В последующие годы Iced Earth поддались общей тенденции записывать концептуальные альбомы, которая стала одним из проявлений ностальгии металлистов по классическим корням своей музыки.
27. Nevermore, «Nevermore»
Модель, в чём-то похожую на изобретённую Iced Earth, продемонстрировала на своём одноимённом альбоме группа Nevermore из Сиэтла. Эти музыканты тоже натащили кирпичей из порушенного здания классического трэша и сложили из них фундамент своей музыки, надстроив на нём по индивидуальному проекту что-то пауэр-прогрессивное. Да только эта надстройка не придала базису ничего светлого и позитивного, обычно так свойственного ей; напротив, атмосферу альбома полностью определил тяжёлый и мрачноватый базис. А довершил дело отчаянный надрывный вокал Уоррела Дэйна. В итоге, хотя «Nevermore» — дебютный альбом коллектива, в нём сразу же была продемонстрирована та тёмная глубина, что вообще присуща группе Nevermore и будет не раз ещё явлена в будущем.
28. Forbidden, «Distortion»
А чем же занимались сами американские трэшеры, пока здание их музыки растаскивали по кирпичикам? Чем угодно, но только не его спасением, ведь сами они жить в нём уже не хотели. Те группы, которые не прекратили существование, активно участвовали в разложении классического трэша, и повсюду на американской музыкальной равнине мы встречаем следы такого разложения.
Вот, к примеру, группа Forbidden. Внешне история этого коллектива похожа на историю Skid Row: два альбома на излёте популярности жанра (1988 и 1990 годы), пауза, обновлённый вариант музыки в 1995 году, а затем анабиотическое существование с редкими всплесками в виде альбомов. От трэша на «Distortion», опять же, только ритмический фундамент, происхождение которого было бы явным и очевидным, если бы музыканты позволяли себе разгоняться как следует. На протяжении всего альбома жажда скорости не покидает, но увы: слушатель получает только тяжёлый и грузящий кач. Для обозначения такой музыки даже придумали специальный термин — грув-метал. Главным его адептом считается известная американская группа Pantera, но она всё же регулярно выдавала скоростные номера. Здесь же звуковой каток едет всё время на нижних передачах, методично давя неосторожных гуляк по американской музыкальной равнине.
Кстати, учитывая специфику альбома, рок-хит про шизоида 21 века именно у Forbidden получает поистине адекватное воплощение…
29. Flotsam and Jetsam, «Drift»
Ещё один интересный продукт разложения американского трэша представила группа Flotsam and Jetsam из Аризоны. Классический период для неё закончился в 1992 году альбомом «Cuatro», после чего и перед ней встал вопрос дальнейшего развития. Однако музыканты решили не менять один стиль на другой, а записали вполне мейнстримную пластинку, вобравшую в себя элементы самых разных жанров рок-музыки. Это помогло сделать альбом «Drift» довольно разнообразным и нескучным. А сильный и эмоционально богатый вокал Эрика Надтсена подчеркнул мелодический потенциал Flotsam and Jetsam. Так что реноме «бывшей группы ушедшего в Металлику басиста Джейсона Ньюстеда», бытующее среди малосознательных металлеров, является не вполне адекватным: группа, безусловно, ценна и сама по себе.
30. Suffocation, «Pierced from Within»
А как же быть тем, кому интересны не мейнстримовые мелодии, не медленный грув и не симфоническая возвышенность, а тяжесть, экспрессия и мощь? Известно: слушать Death-Metal. Благо, слушать есть что. Вот, к примеру, группа Suffocation, выпустившая в 1995 году свой третий альбом «Pierced from Within». Записан он был на той же специализирующейся на дэте флоридской студии Morrisound Recording, где записывали свои уже рассмотренные нами альбомы Morbid Angel и Malevolent Creation. А это значит, что и на «Pierced from Within» есть всё то, что может прийтись по душе любителям экстремальной музыки: плотный мясистый звук, скоростные техничные риффы, ритмическая изощрённость. А гроулинг Фрэнка Муллена вообще считается одним из лучших в жанре. Всё это обеспечило и альбому, и группе Suffocation в целом статус классики дэта.
Первая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-pervaia-59ff8703168a91070ee565c1
Вторая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-vtoraia-59ff8a39e86a9e16996fd651