Ленинградка - это без преувеличения самая главная трасса всей страны. Вы знаете еще одну, которая прямиком заходит на Красную площадь? Еще одну которая соединяет две столицы, две главные площади, дорогу, по которой идут на коронацию, на парад Победы солдаты и техника? Назовите мне еще одну, которая сможет тягаться с Ленинградкой!
Почти пол века – большую свою часть существования, Ленинградка имела по три полосы в каждую сторону с разделительной зеленкой посередине. Таким шоссе было с 1960 года по 2006. На участке от Сокола до МКАД есть два интересных объекта - мост Победы через железнодорожные пути Рижского направления и Ленинградский мост через канал имени Москвы.
Как мы помним, дорога двух столиц начала своей существование гораздо раньше, чем развитие железнодорожного сообщения конца ХIХ века. Поэтому, как только рельсы к Балтике пересекли ленинградскую дорогу в начале 20 века появилась необходимость строить мост.
Интересен тот факт, что в те времена, мосты строились по принципу кратчайшего пересечения, то есть строго перпендикулярно. Поэтому очень часто дорога перед тем, как подняться на мост делала характерный изгиб.
Еще более интересно то, что сегодня у нас есть возможность увидеть, где располагались те старые мосты. Конечно они давно перестроены и реконструированы, но их расположение говорит многое о прежней трассе. Сегодня, что на Волокаламке, что на Ленинградке эти мосты используются для трамвайного сообщения.
Мост Победы, по которому сегодня студенты МАИ шагают в институт от станции метро Войковская был построен в 1943 году. Да, прямо во время войны, сразу после переломной битвы за Москву. Этот мост первый монумент победы в Москве.
Подобные совпадения наводят на мысли. Вероятно слухи о том, что моторизированные разведотряды немецкой армии все-таки могли неразобравшись с картами доехать до Сокола.
Кстати, на некоторых старых картах пересечение Ленинградского шоссе и окружной железной дороги часто изображено в виде тоннеля.
Это не соответствует действительности. Дорога всегда проходила по мосту, а поскольку это пересечение изначально вышло перпендикулярным, изгиба в данном месте дорога не имела.
Однако Самый первый крупный мост на этом направлении - это Ленинградский мост через канал имени Москвы.
Как не трудно догадаться, он появился вместе с каналом имени Москвы в 1937 году. Строить тогда его было отоносительно легче чем иные мост, хотя бы потому что строили его над сухой (почти) землей.
Химкинского водохранилища еще не было, а река Химка протекающая в этом месте, по свидетельствам историков имела в ширине 2 сажени – это около 4 метов, и 3 вершков (15 сантиметров) глубиной. Увидеть ее натуральный размер в то время сегодня можно прогулявшись в низине парка Покровское-Стрешнево. Она вытекает из под дамбы, а еще на ней живут бобры, их довольно часто там можно увидеть.
Мост соединяющий два участка шоссе был стандартной для того времени металлической конструкцией. Главный пролёт - это стальная арка с ездой посередине. Мостов, подобных тому сохранилось достаточное количество. Например на МКАД при пересечении реки Москвы на юге, или например в Бронницах, через ту же реку.
Он простоял до 1970 года. Тогда по соседству со старым мостом появился новый железобетонный.
Интересно, что так и простояли они плечом к плечу 10 лет. Старый разобрали только в 1980 году, чтобы не портил картинку прибывающим на Олимпиаду спортсменам и гостям.
Еще один интересный факт связан с тем, что саму металлическую конструкцию моста разобрали, а вот подъездные дороги оставили. Долго время их можно было наблюдать с резким обрывом у самого берега. В 2010 их использовали для строительства нового моста, получается уже третьего поколения.
ФОТО PS)