Найти тему
Арт с котом

Как кот искушает святого Антония в триптихе Босха

Почему у кота такие большие уши? И что символизирует рыба, к которой он протянул лапы?

Иероним Босх. Искушение святого Антония. XVI век. 131.5×225 см. Масло, дерево. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Иероним Босх. Искушение святого Антония. XVI век. 131.5×225 см. Масло, дерево. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Святой Антоний – христианский отшельник, который удалился в пустыню, чтобы предаваться молитвам, но у дьявола на него были другие планы: он принялся искушать Антония в небе и на земле.

Один из самых впечатляющих и запоминающихся образов босховского «Искушение святого Антония» - летающие рыбы. Но в этом произведении рыбы есть не только на небе. Например, одна из них оказалась в лапах у кота – на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (ниже – фрагменты правой створки с котом).
Правая створка триптиха Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (ниже – фрагменты правой створки с котом).

Вся правая створка триптиха посвящена плотским искушениям, а эта сцена – искушению сладострастием. Изображенный здесь сюжет таков: испытав множество других способов, дьявол явился Антонию в обличье прекрасной царицы – она купалась в реке, но сумела привлечь Антония не наготой, а великодушием и даже набожностью. Антоний принял приглашение царицы посетить столицу ее царства, но, когда она попыталась его соблазнить, наконец понял, с кем имеет дело.
Вся правая створка триптиха посвящена плотским искушениям, а эта сцена – искушению сладострастием. Изображенный здесь сюжет таков: испытав множество других способов, дьявол явился Антонию в обличье прекрасной царицы – она купалась в реке, но сумела привлечь Антония не наготой, а великодушием и даже набожностью. Антоний принял приглашение царицы посетить столицу ее царства, но, когда она попыталась его соблазнить, наконец понял, с кем имеет дело.

Рыба в этой сцене с котом может быть символом двух противоположных вещей (и кот, следовательно, тоже). И вполне в духе Босха подразумевать сразу два символа. Как минимум – два.

-4

Во-первых, рыба – символ Христа.

Так повелось еще с первых веков существования христианства, когда сторонникам этой религии приходилось - во избежание гонений - быть скрытными. Изображать Христа тогда не рисковали, а вместо этого использовали слово Ίχθύς: на древнегреческом это «рыба». В этом слове зашифрована фраза «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»: если написать ее на греческом и взять первые буквы каждого слова – то получится «ихтис», рыба. Сначала слово «ихтис» или значок с изображением рыбы использовали в подписях, печатях, носили подвески в виде рыбок (как теперь верующие носят нательные кресты) – чтобы единоверцы могли узнать друг друга, а потом символ перекочевал и в живопись. Например, рыбу можно увидеть на столе в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи: блюдо с ней стоит перед апостолом Андреем.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, фрагмент: апостол Андрей и блюдо с рыбой.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, фрагмент: апостол Андрей и блюдо с рыбой.
Если видеть в рыбе символ христианства, ясна и роль кота: он здесь символизирует дьявола, который тянет лапы не только к святому Антонию, но и ко всему христианству. Вытянутые, заостренные уши кота придают ему даже внешнее сходство с традиционными изображениями дьявола.

Во-вторых, рыба – фаллический символ.

И с таким подтекстом Босх использовал ее в другом знаменитом триптихе – «Сад земных наслаждений». Там гарцующие вокруг озера с купальщицами мужчины (вся эта карусель, как считает большинство исследователей, символизирует низменные, животные страсти и инстинкты) явно хотят познакомить женщин со своими рыбинами. И они не единственные на центральной панели триптиха, кто носится с рыбой.

Ниже три фрагмента «Сада земных наслаждений Босха»:

-6
-7
Вернемся, к фрагменту с котом с триптиха «Искушение святого Антония». Если рассматривать рыбу в качестве фаллического символа, то кот обнаруживает другое свое значение, которое закрепилось за ним в средние века: он – символ похоти. Есть и еще один нюанс. В XV веке во многих европейских языках, как и сейчас, для обозначения женских гениталий использовали слово кошка и производные от него (вспомните все значения русского слова «киска»). Так что кот тут может обозначать еще и то, что царица стыдливо прикрывает рукой.
-9

Кошачьи присутствуют и в триптихе Босха «Сад земных наслаждений» - о зашифрованных в них смыслах мы уже рассказывали здесь.