С какой картины котик перекочевал на портрет Хьюго Баскервиля, чем этот котик знаменит и при чем здесь Шекспир?
Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ…
Почему у Хьюго Баскервиля и Джека Стэплтона одно лицо (Олега Янковского) – вы и так знаете. Но почему у Хьюго Баскервиля такой же кот (да и все остальное, включая тюремную решетку) – как у Генри Ризли, 3-го графа Саутгемптона?
Тут тоже все просто. Художник-постановщик фильма Белла Маневич сделала фотомонтаж: совместила картину, написанную в начале XVII века с портретом Олега Янковского. А потом прошлась по получившемуся изображению кистью (портрет Хьюго Баскервиля выполнен на бумаге).
Но как же котик пробрался на оригинальную картину? Рядом с графом логичнее было бы видеть верного коня или преданного пса. В том-то и дело, что котик был и преданным, и верным. И для начала пробрался к своему хозяину в тюрьму!
Портрет изображает графа Саутгемптона, отбывающего наказание в Тауэре. Вначале Елизавета I вообще собиралась его казнить: Ризли принимал участие в заговоре графа Эссекса в феврале 1601 год (Эссекс – бывший фаворит королевы, и ему казни избежать не удалось).
Насчет появления котика в Тауэре и на картине существует три версии:
- Кошка Трикси сама нашла дорогу к хозяину и забралась в тюремную камеру через дымоход;
- Кошку принесла жена графа (если уж в Тауэр можно было вызывать портретистов, то почему бы не пригласить и кошку?);
- Трикси для портрета не позировала – просто сам граф попросил художника изобразить ее, как знак монарху: мол, я уже перевоспитался, угрозы не представляю, я котик.
В марте 1603 Елизавета умерла. Королем стал Яков I: Стюарты сменили Тюдоров на троне. В этот же год графа Саутгемптона выпустили на волю.
Остается последний вопрос. Чем же славен граф, что история сохранила не только его биографию, но даже имя его кошки? Граф Саутгемптон очень любил театр. Скорее всего, был покровителем Шекспира. Возможно, был адресатом некоторых его сонетов. И есть еще одна гипотеза: граф Саутгемптон – автор ранних произведений Шекспира.