В музей под открытым небом «Лудорвай», где посетителям рассказывают о древнем быте удмуртов, не зарастает тропа даже в мороз и метель. Проект «Туристическая Удмуртия» мы решили начать именно с этого объекта.
Главный музей
«Он в Ижевск из Кирова приехал. Везу обратно. Сам-то торопится, но все равно попросил меня заехать сюда, чтобы купить сувениры — на память об Удмуртии, говорит», — рассказывает водитель. Старший научный сотрудник музея Светлана Данилова, которая здесь же, у входа, ждет приезда группы школьников, полушутя предлагает таксисту посетить экскурсию, пока его пассажир выбирает магниты. «У меня вообще-то огород здесь недалеко. Но у вас в музее я еще не был. Жена с детьми по три раза уже на экскурсии ходили, а мне всегда некогда. Ну, ладно, поехали мы», — таксист, увидев выходящего из лавки пассажира, торопится к машине.
Самый знаменитый музей, знакомящий туристов с древним бытом удмуртов, не обделен вниманием. Экскурсоводы давно перестали считать гостей из дальнего зарубежья редкими туристами: о жителях США, Китая, Австралии, которых когда-тозанесло в музей, здесь говорят без придыхания. Но такая пресыщенность нисколько не отражается на качестве услуг. Здешние экскурсоводы гостей встречают с песнями и, кажется, ничуть не устают рассказывать о том, как раньше жили удмурты, и отвечать на вопросы.
Экскурсовод Светлана Данилова сначала представляется как Светлана Николаевна, а потом как Унябей (удм. «одуванчик»):
«Я живу под двумя именами. Одно — гражданское, а другое — тайное, которым нарекали ребенка сразу после рождения. Его еще называют „банное имя“ — рожали же раньше в бане. Удмурты считали, что, давая ребенку тайное имя, родители обманывают злых духов и таким образом защищают новорожденного. Я из своего имени тайну уже не делаю, а вот тайное имя моего сына знаю только я, ни мужу, ни сыну пока не говорю. В младенчестве сын часто болел, и я вспомнила об этой традиции».
Мельница
Лудорвайскую мельницу привезли из деревни Чем-Куюк Алнашского района в 1992 году. Двенадцатиметровую мельницу сначала разобрали по бревнышкам, аккуратно перевезли в музей и снова собрали. Правда, часть бревен заменили на новые — зато на мельницу можно подниматься и сейчас, она работает!
Построить мельницу задумал житель Чем-Куюка Федор Драгомиров еще в 1900 году. Поскольку строительство требовало больших денег, мужчина подрядился возить на своей единственной лошади зерно на спиртзавод в другую деревню. За первую зиму он накопил немного денег и купил вторую лошадь. В течение следующих нескольких зим он продолжал возить зерно, но уже на двух лошадях, до тех пор, пока не смог приобрести для строительства необходимый материал.
В итоге Драгомиров построил мельницу к 1912 году. С момента ее запуска он начал стремительно богатеть, построил большой дом и кирпичный склад. Но в 1929 году его раскулачили. Не выдержав потерь, он скоропостижно скончался. Мельница работала до 1974 года, до смерти сына Федора Драгомирова.
В 2012 году в Лудорвае широко отпраздновали ее столетие, намололи на ней муки и испекли перепечи.
«Однажды к нам приезжала делегация нефтяников со всей России. Они зашли на мельницу, и один из них пулей вышел обратно. Певица Мария Корепанова, которая вела экскурсию, спросила у него, что случилось. Он ответил: „У вас духи не кормлены. Я зашел, и у меня волосы дыбом встали“. Оказалось, этот мужчина исповедует буддизм. Он посоветовал рассыпать зерно и разлить молоко, чтобы духи насытились. Мы, конечно, все это сделали, но так и не поняли, был эффект или нет», — говорит Светлана Данилова.
Скульптуры
На поляне перед прудом воспроизведен пантеон древних удмуртских богов. Ансамбль появился как результат ежегодного фестиваля деревянной скульптуры. В Лудорвае он проходил в 2013 году и был посвящен удмуртским мифам и легендам, а также теме семейного очага. Поэтому участь этой поляны была предопределена: она стала обязательным местом для посещения молодоженами. Сначала новобрачные обращаются к Кылдысину, Нюлэсмурту, Ин-мумы и кладут рядом с ними хлеб с маслом или любую выпечку — привычка тоже родом из язычества.
У каждой скульптуры — своя легенда. Подпись к скульптуре «Легенда о мельнике» гласит:
Говорили, что когда-то у подножия горы Байгурезь жил немой мельник. Мука на его мельнице была самого отличного помола, поэтому молоть зерно к нему приезжали с отдаленных местностей. По другой легенде, немой человек один раз в году мог обрести здесь дар речи. Для этого ему надо было в месяце «инвожо» (июнь) подняться на гору по самому крутояру с рюмкой кумышки, не расплескав ни капли, и выпить её на вершине.
Потом молодые обязательно прикасаются к «семейным» скульптурам. Когда создатель одной из таких вырезал из дерева мать и детей, он молился о том, чтобы и в его семье случилось долгожданное прибавление. Произошло ли это, неизвестно, но труд, подпитываемый искренними мольбами художника, — явно больше, чем просто труд.
Родники
В Лудорвае два родника, расположены они в нескольких метрах друг от друга. Легенда гласит, что в одном из них живая вода, в другом — мертвая, которую в своих целях использовали колдуны. Как и полагается, живую воду пили, а мертвой умывались. Сотрудники музея сделали полный химический анализ воды их двух источников. К всеобщему удивлению обнаружилось, что составы образцов очень сильно отличаются. А еще «мертвая» вода, как показала экспертиза, на два градуса холоднее «живой». Родник с «мертвой» водой жители починка использовали в качестве холодильника, опуская туда бочки с соленьями.
Усадьбы
Все избы имели неотапливаемую часть. И если на севере она не отделялась от основной части дома, то на юге Удмуртии одну от другой части отделяло крыльцо. Строители современных деревенских домов эту традицию игнорируют, поэтому, например, в Можгинском районе можно встретить дом из цельного сруба и не догадываться о том, что он отапливается не полностью и наоборот — увидеть в Кезском районе дом, построенный по южноудмуртским традициям. Внутри дома мало чем отличались друг от друга. Элементы убранства были схожи, несмотря на территориальные различия. Еще одна традиционная постройка — кенос (в переводе с удмуртского — «дверь невестки», «комната невестки») — это своеобразное двухэтажное неотапливаемое помещение, на первом этаже которого располагался амбар, на втором — спальня. За счет того, что в кеносе не было окон, для теплых летних ночей это был идеальный вариант. На территории нынешнего музея-заповедника до сих пор есть 3–4 стареньких жилых дома. Как правило, они служат дачными домиками для хозяев, которые живут в городе. В скором времени музей планирует их выкупить — хозяева не против.
Куала
Семейную куала в Лудорвай привезли из деревни Средний Постол Завьяловского района от семьи Востриковых. Здесь, по словам Светланы Даниловой, иногда проводят моления, однако, поскольку это священное место теперь часть музея и публичное пространство, привозить сюда жрецов не слишком целесообразно. «Мы попросили совета у философа Альберта Разина. Он сказал, что, каждый раз, входя в куала с гостями, нужно попросить прощения у духов. Тогда это не будет считаться грехом», — говорит Светлана Данилова. Сотрудники музея стараются как можно бережнее обходиться не только с историческими постройками, но и с землей, на которой находится заповедник. Именно поэтому несколько лет назад было решено отказаться от проведения на территории Лудорвая удмуртского национального летнего праздника «Гербер».
Сегодня музей-заповедник занимает 40 га земли. У туристов есть потребность в кафе и гостинице, особенно летом. И если в конце экскурсии гостей по предварительной заявке угощают перепечами, то переночевать на территории музея нельзя. На то он и музей-заповедник.
Поэтому музею выделили еще 20 га — здесь расположатся концертные площадки, гостевые домики, кафе и другие объекты инфраструктуры. Уже сейчас пользуется популярностью «Гумно» — оригинальный навес, под которым могут разместиться до 100 человек. Возможно, в новой парковой зоне обретет постоянное место республиканский «Гербер», который сейчас кочует по районам, будут отмечаться другие национальные праздники.
«Перепечи готовы, приезжайте в гости, отведайте», — завершает экскурсию Светлана Данилова.