Археологические фонды Национального музея РТ насчитывают более 230 тысяч единиц хранения и являются основным археологическим хранилищем республики. Одним из наиболее важных экспонатов этой коллекции является булгарское украшение, позволяющее представить ранние этапы этнической истории татарского народа.
Такие подвески, судя по археологическим находкам, были необычайно популярны у булгарских красавиц. В отличие от сережек, они не отягощали уши, а крепились на лентах.
Булгарские мастера изготавливали украшения из меди, бронзы, серебра, реже золота, при помощи литья, штамповки, тиснения. Способом чеканки, гравировки, насечки на них наносился орнамент. Ювелиры Волжской Булгарии одними из первых в средневековой Европе создали своеобразную технику работы с драгоценными металлами.
Основа подвески – кольцо, на него надеты три полые бусины, внутри этой композиции помещена фигурка птиц – уточки. В раскрытом клюве она держит золотое зернышко. Голова и клюв птицы украшены зернью – напаянными на заготовку шариками из золота диаметром 0,01 до 2 мм. Всего при изготовлении этого изделия было использовано более 1500 шариков зерни! Крылья и шейка уточки покрыты сканью – узором золотой проволоки, сплетенной из двух тонких проволочек.
Здесь исследователи видят древний сюжет мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде, уточка, нырнув на дно первоначального моря-океана, достала комочек земли, и от него пошло начало всей суши. Утка, которая летает в небе, ходит по земле, плавает в воде, символизирует мир в трех стихиях – небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отображены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках. Сама птица олицетворяет семейное благополучие, здоровье и счастье.
Существует и другая трактовка сюжета – рождение мира из яйца утки. По этому представлению Земля, солнце и Луна тоже возникли из трех яиц, снесенных уткой, и именно этот сюжет находит отражение в трех бусинах на кольце и цепочках. Образ утки встречается в многочисленных археологических находках, фольклорных и этнографических материалах и выступает как символ солнца и неба.
Клад, с котором находился этот шедевр нашли в 1960 году около села Мокрые Курнали, на территории нынешнего Алексеевского района. Подобные височные кольца парно украшали головную повязку. Эта подвеска сделана из тонкого листового золота и столь изящна и легка, что при малейшем дуновении ажурные цепочки с желудеобразными бусинками начинают раскачиваться, издавая мелодичный перезвон. Многообразие археологических материалов показывает сложный и богатый мир средневекового булгарского общества.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.