Найти тему
Оружие и техника

Как работают катапульты в военных самолетах

Катапультируемое кресло - единственный способ спасения летчика в случае чрезвычайной ситуации. Первые эксперименты по созданию подобной системы начались еще в 20-30 годах, однако, воплотились они в жизнь лишь в 1939 году на немецком экспериментальном реактивном самолете Heinkel He-176 и некоторых других моделях. Самолеты в серию не пошли, а катапульты особо не распространились.

Впрочем их устанавливали на некоторые самолеты и, по официальным данным, за годы Второй Мировой войны катапульты спасли жизни лишь шестидесяти немецким летчикам.

Широко распространились катапультируемые кресла только в 50-е годы, когда их стали устанавливать практически на все модели военной авиации.

Однако такие кресла были способны лишь выбросить летчика из кабины, после чего ему самостоятельно приходилось отстегнуть себя от кресла и вручную раскрыть парашют. Проделать подобное возможно было лишь, находясь на достаточно большой высоте.

-2

Современные же катапульты работают в автоматическом режиме. Человеку достаточно лишь привести ее в действие, после чего кресло все сделает самостоятельно. Более того, катапульты на современной авиации обеспечивают безопасное приземление пилота независимо от высоты и скорости полета самолета.

В СССР проводились эксперименты по созданию полностью автоматизированной системы спасения. Так, к примеру, палубный штурмовик ЯК-38 был оборудован подобным механизмом, который считывал параметры самолета и, при необходимости, активировал катапульту независимо от желания пилота.

-3

В США также экспериментировали с отбрасываемыми кабинами и катапультируемыми капсулами, которые должны были обеспечить летчикам дополнительную защиту.

Принцип действия

Ранние образцы катапультных кресел использовали сжатый воздух или пороховой заряд. В современных же преимущественно применяются реактивные двигатели, установленные под креслом.

-4

После активации катапульты, кресло фиксирует тело, ноги и руки пилота.

Отстрел стекла кабины и кресла происходят практически одновременном, после чего активируется реактивный двигатель. Кроме этого, при необходимости дополнительные двигатели приводят кресло в вертикальное положение.

После торможения до допустимой скорости, кресло отделяется и раскрывается парашют.

Пилот спускается на специальном сидении, под которым расположена кислородная система и аварийные запас, он же набор выживания.

К слову говоря, подобные системы могут использовать и на вертолетах. Впервые они были использованы на советском Ка-50.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного об оружии и военной технике в будущем. Заранее спасибо.