Найти тему

Секреты работы ГНБ зимой

Оглавление

Буртур продолжается в Уфе. После Тюмени я поехал в красивый край Урала — Башкирию. Договорился о встрече с крупной ГНБ компанией «Современные буровые технологии», у которых одним из главных направлений является работа в зимний период. Мне, как человеку связанного с локацией ГНБ, захотелось узнать их «фишки», как они работают в минус 30. О чем и расскажу.

СБТ — спецы работать в морозы

Приехал в офис, меня встретила Аэлита — прекрасный человек, представитель СБТ. Поговорив о компании, узнал, что ребята большие спецы работать в холода в промерзших грунтах. Аэлита молодец — сидит в офисе, но знает чем занимаются ее бригады в полях. Рассказала вкратце, что для зимы они готовятся особенно: обогревают кабину машиниста, ставят палатки для машины и для рабочих, договариваются с водовозами теплой воды.

Почему другие отказываются работать зимой
В особо холодные зимы многие коллеги ставят машину ГНБ на прикол. Заказов немного, да и, работая в холод, надо дополнительно подготавливаться. Потому что машины ГНБ не предназначены работать в таких условиях.В мороз возможен быстрый износ деталей и смазочных элементов. Учитывая возможную поломку и расходы на ремонт, выгоднее подождать более тёплой погоды. Бывают исключения, когда команды ГНБ из северных городов уезжают работать в более мягкий климат, например в Казахстан или в Сочи.

Причины работать в зимний период
Как показывает практика «Современных буровых технологий» — невыполнимых задач не бывает. Постоянно работают в условиях низких температур или в, так называемых, «некомфортных внешних условиях». Их техника готова к морозам, а команда знает как действовать. Огромный плюс, что в зимних условиях больше платят и конкуренции меньше. Команда СБТ, начиная с 2009 года, сформировала базу клиентов и зарекомендовала себя как надежная компания по работе в суровых условиях.

Аэлита посоветовала посмотреть их сайт. На нем я нашел работы в «тяжелых условиях» — десятки проходов под реками и в болотах.

Долгосрочная командировка, ГНБ под рекой
Долгосрочная командировка, ГНБ под рекой

Хитрости работ при низких температурах

К сожалению, с командой ГНБ не удалось встретиться. Они уехали в в долгосрочную командировку в Якутию. Зато созвонился с Александром — мастером участка ГНБ. Он и рассказал, какая есть специфика работы при таких низких температурах.

Машинам и локаторщикам ГНБ — палатка с обогревом

Машину ГНБ в начале работы желательно спрятать под тент и не переохлаждать. Потому что в морозы в первую очередь выходит из строя гидравлика. Например на помпе подачи воды слабые прокладки, не предназначены для таких условий. Прокладки протекают, а трансмиссионные масла не дешевые. Для «укутывания» установки заказывают специальные тенты, например в фирме Новотент http://www.novotent.ru . Есть недостаток, что собирать долго, поэтому иногда покупают у ближайших фирм тенты с алюминиевым каркасом. В палатку ставят термопушки или обогреватели.

Для локаторщиков иногда ставят шатры, типа армейских палаток.

В работе используют «теплый» бентонит. По воде договариваются с пожарными организациями либо другими, чтобы вода всегда была теплой. Для приготовления буровых растворов должна использоваться вода с температурой от + 10 °С до + 40 °С и добавки, обеспечивающие их морозоустойчивость.

Локации ГНБ — шить чехол

СБТ работают с локацией DitchWitch SubSite 750 и DigiTrak Eclipse. С локаторами больше «проблем», чем с зондами. Зонд всегда под обогревом: во-первых земля теплее, во-вторых буровой раствор дает дополнительный обогрев. С локатором сложнее. У клюшки SubSite в мороз каждые полчаса замерзают элементы питания, а экран начинает «мутнеть». Приходится бегать по тент, отогревать. В запасе держат несколько заряженных аккумуляторов для Эклипса.

В особых случаях используют кабельный зонд для eclipse — постоянное электропитание и на повторителе всегда показания есть, даже если локатор перестает работать.

Ребята из СБТ чтобы утеплить локатор шьют «чехлы» из войлока. Жаль я не сфотографировал «чехол».

Из войлока своими руками шьют чехол для локации, чтобы согреть в мороз
Из войлока своими руками шьют чехол для локации, чтобы согреть в мороз

Советы от Наговицына про локаторы в холода

Александр Леонидович Наговицын, подтвердил что с локаторами в холода есть две сложности: быстро садится аккумулятор и проблемы с «помутнением» экрана.

Чтобы продлить жизнь аккумуляторов в холода, нужно полностью зарядить его перед началом работы. Заряженный аккумулятор пока лежит уже теряет 20% заряда за месяц. Заряженный перед работой аккумулятор отработает на 90% своих возможностей. Остальные 10% это «недозаряд» из за технических особенностей оригинальных и китайских зарядных. Подробнее как зарядить на 100% аккумулятор мы писали в блоге.

Нигде нет сведений о диапазоне рабочих температур локаторов. О минимальной рабочей температуре можно судить по типу используемого в локаторе монитора/дисплея. «Помутнение» монитора связано с потерей подвижности жидких кристаллов экрана. У каждого локатора свои температурный минимум:

  • Mark до минус 10ºC (хотя уже при 0ºC заметно «торможение»).
  • Eclipse до минус 20ºC, более поздние модели работают до минус 30ºC (с подогревом).
  • SE и F2 рассчитаны до минус 20C.
  • F5 до минус 30ºC, современные TFT экраны уже работают при такой низкой температуре, но эффект «торможения» заметен.

Самые теплолюбивые локаторы Mark и Eclipse. При минус десяти градусах у Эклипса уже начинает замерзать дисплей. В последних моделях завод избавился от «детской» болезни и стал ставить подогревающие элементы — локаторы стали работать до минус 30ºС. Вопрос «работы» условный, когда замерзают кристаллы работать еще можно, но данные на экране очень медленно меняются или «зависают». Поэтому их носят обогревать в тепло, что вредно для электроники (отпотевание и роса на элементах схемы).

Если отогревать локатор под тентом — заносить из холода в тепло, то возможно образование конденсата. Конденсат может привести к замыканию и электрокоррозии. Не заносите в тент локатор, лучше встроить в экран подогрев. Или помещайте локатор в большой полиэтиленовый мешок перед тем, как внести его в теплое помещение для отогрева — избавитесь от конденсата на элементах локатора. Так же меняйте аккумуляторы на улице.

По заказу клиентов в «старые» локаторы и повторители марков, эклипсов устанавливали подогревающие элементы, расширяя рабочий режим до −30ºС. SE и F2 тоже дорабатываем.

Если у вас ожидаются работы с локатором в мороз ниже перечисленных температур, позаботьтесь заранее о подогреве экрана. Мы, делая профилактику локаторов и повторителей, по заказу добавляем обогрев экрана дополнительно к стандартным работам: восстановление герметичности, устранение не повторяющихся ошибок глубины и перепрошивка программы для Марков, чистка плат, проверка и калибровка антенн. Но рассчитывайте время для отправления локаторов на профилактику: срок профилактики неделя и прибавьте доставку. Плюс зимой мы «завалены» ремонтом локаторов, поэтому срок может увеличиться на неделю-две.

А что делают другие?

Есть популярная фраза про Россию и русский народ — «эту страну не победить». Это я к тому, что в нашей стране народ приспосабливается к любым условиям работы при любых обстоятельствах. Не всегда есть возможность утеплить технику. Наблюдал на ГНБ работах, как отогревали технику газовой горелкой. А что делать, бурить нужно!

Данная технология неоднократно помогала обогревать технику ГНБ зимой. Нестандартно, зато эффективно! Но мы вам не советуем, это пожароопасно.
Данная технология неоднократно помогала обогревать технику ГНБ зимой. Нестандартно, зато эффективно! Но мы вам не советуем, это пожароопасно.

Вконтакте ГНБшник Олег Семеренко ведет группу «Блог о ГНБ и бестраншейных технологиях» и выкладывает посты умельцев, которые делятся наработками.

У теплолюбивого китайца греют обмерзшую рейку, чтобы не выдавливало сальник на тяговых редукторах.

Выхлопными газами обогревают

Возводят палатки

Или так, вариант палатки за 8000 рублей своими руками.

Прогревают в −25 теплопушками. Другие не глушат машину на всю ночь, чтобы не насиловать двигатель утром: https://vk.com/gnb_blog?w=wall-53145683_3069

-5

Ну и в итоге

Зимой к работе нужно готовиться заранее:

  • найти палатку, тент или ангар для машины и бригады;
  • запастись тепловыми пушками, обогревателями, генераторами;
  • договориться с водовозом про подвоз теплой воды;
  • заряжать аккумуляторы перед самой работой;
  • для старых Mark, Eclipse, SE, F2 сделать профилактику и встроить подогрев экрана.

Но главное — берегите здоровье машиниста и локационщика. Заболеют, кто будет делать прокол?

P.S. Кто то так греет любимый локатор F2 — объятиями :-)

-6

Источник: блог о ГНБ