Еще лет десять назад CIO отвечали за работу прикладных систем, бизнес-приложений, оборудования и сетевой инфраструктуры. Работа ИТ-департамента сводилась к обеспечению бесперебойной работы бизнеса, поддержке работающих систем и внедрению новых. Но мир меняется. И роль директора по информационным технологиям тоже.
ИТ-директора можно было сравнить со старшим системным администратором. Часто так оно и было. Сегодня еще можно найти компании, где ИТ работают по такой же модели, но их становится все меньше. Даже если бизнес не ставит перед айтишниками сверхзадачи, работать по старинке им самим с каждым годом становится все сложнее.
Зависимость бизнеса от информационных технологий увеличивается с каждым годом.
Речь не только о традиционно технологических компаниях, таких как банки или телекомы, но и транспорте, ритейле, промышленности и многих других отраслях. Главным конкурентным преимуществом становятся не материальные и производственные активы и даже не люди, а готовность компании к инновациям, ее гибкость и адаптивность к рыночным изменениям, умение их предвидеть и бежать на шаг впереди остальных.
А что под капотом?
Изменился взгляд на ИТ. Можно привести аналогию с автомобилями. Раньше вполне естественно было наблюдать автомобилиста, ремонтирующего самостоятельно своего “железного коня”. Сегодня далеко не каждый помнит мощность и объем двигателя своей машины. И совсем немногие знают, что находится у нее под капотом.
Существуют центры технического обслуживания, куда автомобилисты периодически обращаются. Им остается только крутить руль, жать на педали, заправлять бензобак да соблюдать правила дорожного движения. Покупатели выбирают авто, основываясь на таких факторах, как дизайн, цвет, удобство и наличие дополнительных опций.
Если проанализировать конкурсную документацию на закупку организациями компьютеров и серверов, то лет 15-20 назад в ней указывались мельчайшие технические детали рабочих станций и серверов. Технические свойства сегодня отходят на второй план, а на первом оказываются соотношение цены и качества, эргономика, дизайн и торговая марка.
ИТ стали таким же привычным явлением, как электричество, теплоснабжение, вентиляция, водопровод и канализация. Открывая кран с водой, мы не задумываемся о том, какие у нас трубы, какова их пропускная способность, из какого материала они изготовлены и когда выпущены. Даже программное обеспечение уже не нужно устанавливать и внедрять, поскольку все можно получить из облака по SaaS-модели.
ИТ как явление перестали быть конкурентным преимуществом. Они сегодня есть у всех и доступны каждому.
Важно другое: превратить технические возможности ИТ-решений в выгоду для бизнеса, реализовать с их помощью инновационные изменения, которые позволят бизнесу сделать рывок вперед и обойти конкурентов. Вот здесь и выходит на сцену новый персонаж - Директор по цифровизации (Chief Digital Officer).
Новый человек в компании
Кто такой CDO? Кто может им стать? Не является ли этот термин просто новым наименованием ИТ-директора, который придумали маркетологи? Нет. Это действительно разные должности с разными ролями и задачами. CIO работали и работают с инфраструктурой, с информационными системами и бизнес-приложениями.
Плох тот ИТ-директор, который думает только о текущей поддержке бизнеса, а не о движении вперед. Айтишник должен находиться на переднем крае инноваций, постоянно учиться и развиваться, изучать и анализировать рыночные предложения, чтобы предлагать бизнесу самое лучшее, оптимальное по возможностям и по стоимости.
Проще говоря, за CIO остаются задачи технологического развития предприятий. В то же время благодаря ИТ бизнес уже сегодня накопил огромное количество данных. Это касается буквально всех отраслей - транспорта, ритейла, финансового сектора и т.д.
Данные должны не просто храниться на серверах и СХД, а должны работать, приносить пользу. Грамотный анализ данных позволяет бизнесу лучше понимать своего потребителя, предоставлять ему те продукты и услуги, которые ему нужны, осваивать новые рыночные сегменты и модели, а самому стать более гибким, адаптивным и управляемым. Эту работу и должен возглавить Директор по цифровизации.
Сможет ли СIO стать CDO?
На этот вопрос сложно ответить однозначно. Если CIO относится к поколению миллениалов (возраст не важен, важно отношение к инновациям и цифровым технологиям), если на предприятии полностью отсутствуют инфраструктурные и прикладные задачи, все выведено на аутсорсинг и в облака, то он может позволить себе переключиться на задачи диджитализации.
В противном случае CDO скорее всего станет отдельной позицией. Будет ли он подчинен самому ИТ-директору либо непосредственно топ-менеджменту компании, зависит от каждого конкретного случая. Как бы то ни было, CIO и CDO должны научиться работать совместно.
Директор по цифровизации генерирует новые модели работы бизнеса, предлагает новые продукты и сервисы, а директор по информационным технологиям - обеспечивает возможности их технической реализации. Он должен уметь не просто говорить на одном языке как с бизнесом, так и с ИТ-специалистами, но и досконально разбираться в специфике работы предприятия и современных информационных технологиях.
Вполне возможно, что у такого специалиста должен быть не один, а два и даже больше дипломов о высшем образовании, а также опыт работы и в той и в другой сфере. Но, как утверждает Тагир Яппаров, Председатель Совета директоров Группы компаний Аплана, CDO - не чародей, превращающий любой бизнес в цифровой. Поэтому в подавляющем большинстве организаций, делающих первые шаги по пути цифровизации, позиция CDO в течение некоторого времени будет оставаться, скорее, “консалтинговой”.
Тактические и стратегические изменения
Логичен вопрос: чем цифровая трансформация отличается от классической автоматизации, которой CIO занимались и продолжают заниматься по сей день?
Пример из финансового сектора. Банки существуют уже много сотен лет. Все эти годы они работали по традиционной классической модели, с отделениями и операторами. Пока появились цифровые банки, у которых нет отделений, а все взаимодействие с клиентом происходит в дистанционном режиме.
Родилось и продолжает рождаться множество финтех-стартапов. Онлайновые сервисы заказа такси практически уничтожили старую бизнес-модель с отдельными таксопарками. В ритейле омниканальная модель позволяет объединить онлайновые и оффлайновые способы коммуникаций покупателя с продавцом, что облегчает процесс покупки, консультаций и поддержки.
Можно привести еще не один десяток примеров. Все это цифровая трансформация, и это не быстрый процесс. Его нужно начать с глубокого осмысления текущей ситуации в компании и коллективного поиска путей улучшения ситуации. И в этот процесс должны быть вовлечены все: СDO, CIO, топ-менеджмент и все сотрудники компании. Во многих случаях потребуется привлечение внешних консультантов, имеющих за плечами опыт подобных проектов, и лучше всего с Запада, где бизнес вступил на путь цифровизации раньше, чем в России.
Первопроходцы
Нынешние CDO являются первопроходцами, евангелистами, в чем-то даже футурологами. Они закладывают преобразования для завтрашних изменений. Затем на смену им придут практики, управленцы. И произойдет это очень скоро, быстрее, чем нам кажется.
Григорий Рудницкий, автор блога АйТи