Найти тему
RockstarGame.su

Red Dead Redemption 2 – сладенький микс из ковбойских клише

Оглавление

Персонажам игры не удалось избежать избитых стереотипов о Диком Западе.

В самом сердце истории Red Dead Redemption 2 имеется разительный контраст – раздражающее несоответствие между визуальным совершенством и некомпетентностью в отношении повествования.

Перед нами предстаёт сложно устроенный, детально прорисованный Дикий Запад на фоне красот неприрученной дикой природы, но по какой-то причине населённый нелепым ансамблем безжизненных карикатур. Начиная с членов банды и с разнообразных злодеев, населяющих просторы игры, и заканчивая проходными персонажами-статистами, Red Dead Redemption 2 – это нескончаемая кавалькада ковбойских клише, зомби-парад самых примитивных, виденных нами сотни раз прежде, стереотипов, и, к сожалению, им всем так и не удаётся вырваться из навязанных создателями тесных оков формы.

Заботливая и строгая Сюзан Гримшоу
Заботливая и строгая Сюзан Гримшоу

Возьмём, допустим, Сьюзан Гримшоу в качестве примера. Это пышногрудая закалённая женщина с фронтира, которая всегда находит причину побыть в роли строгой матери для своих подопечных и не склонна переносить их своевольные выходки. Но не дай бог вам встать у неё на пути – она моментально превратится в разъярённую медведицу, и с ружьём наизготове будет до последней капли крови защищать своё «потомство».

Этот образ женской власти введён здесь, чтоб предложить главному герою-мужчине мудрость и поддержку старшей женщины. Мы это уже видели в таких героинях как, например, Матушка Инглз из «Маленького домика в прериях», миссис Джоргенсен из «Искателей» и миссис Клагет из «Дестри снова в седле».

"Вся история вращается вокруг картонных карикатур".

Но в отличие от них, Сьюзан не может похвастаться ни милыми чудачествами, ни ироничным самоуничижением – она не в состоянии вызвать восторг удивления. Она в буквальном смысле ходячий штамп.

То же самое касается и Сэди Адлер. В прошлом она жертва мужских жестокостей, но это не мешает ей оставаться живой энергичной дикой кошкой, готовой освежевать любого бедолагу, ненароком вставшего у неё на пути. Такой мстительный характер у героини знаком нам по таким вестернам как «Однажды на Диком Западе» и «Пресная вода». Впрочем, практически в любом жанре можно найти данный стереотип.

Список можно продолжать. Леопольд Штраус – ростовщик с налётом цинизма, дополненный немецким акцентом и предрасположенностью к жестокости. Преподобный Суонсон – презирающий себя вечно под мухой падре. Джосайя Трелони – претенциозный денди, одетый с иголочки джентельмен-вор с резким английским акцентом.

Шаблонный примитив

Взяв по отдельности каждого из главных персонажей, их одномерность вполне удобоварима, но если учесть, что вся история вращается вокруг этих и им подобных открыточных карикатур, делающих точно то, что и ожидаешь от них, становится муторно.

Трудно припомнить хотя бы одного персонажа из этой игры, которого я уже когда-то где-то не видел, причём в гораздо лучшем исполнении. Нас не ждут интересные открытия в характерах героев, ни разу нам не предстоит задуматься о движении их душ: в них нет внутренней жизни – им не позволено отклоняться от их примитивных шаблонных схем.

Rockstar сделала так, что герои приближаются по исполнению к статичным неживым предметам. Характерно растягивающий свои слова злодей-расист с длинными, гладкими, лоснящимися волосами и с вытянутой физиономией настолько же шаблонный как и древний американский символ – раскидистый тополь. Единственное послабление в клише Майки Белла со стороны Rockstar – белая шляпа вместо чёрной.

"Я не могу найти ничего, хоть сколько-нибудь отдаленно настоящего и интересного в этих персонажах".

Вот, что я не могу понять. Rockstar – это богатая компания коммерчески успешных разработчиков. Возможно ли, что их сценаристы не понимали всей абсурдно-одномерной природы своих героев? Или они намеренно создали мир избитых тропов, возможно, подозревая, что это именно и нужно геймерам? Намеренно ли персонажи представлены в виде своеобразных ростовых фигур, исполняющих лишь вспомогательную роль (и представляющих идеальную мишень для опрометчивой критики жанра)?

Ведь, как бы я не старался, я не могу найти хоть сколько-либо отдалённо настоящее и интересное в этих персонажах.

Персонажи игры Red Dead Redemption 2
Персонажи игры Red Dead Redemption 2

Наверно, самыми нелепыми надо признать двух индейцев – отца и сына – с именами Падающий Дождь и Летящий Орёл. Отец – это грустноглазый старик, повидавший тяготы мира и готовый к компромиссам. Молодой же – горячая голова, рвущийся отомстить кровью угнетателям его народа.

И в первый раз мы встречаем их (догадайтесь где?)… верхом на лошадях на горном кряже, наблюдающих за передвижением внизу банды героев.

Если бы вы увидели эту картину в кино или в сериале, тогда невольно закатили бы глаза. Критики бы стали бы выражать неудовлетворённость поверхностным изображением персонажей и кричать «Не верю!». Мы уже видели это тысячу раз, начиная с немого «Нанук с севера» и заканчивая «Танцующим с волками». Словно деревянные статуи индейцев при входе в табачную лавку сняли со своего места и вкатили на сцену в качестве жалкой замены настоящим героям с горячими сердцами, с реальными историями и с реальной глубиной.

Дело, я думаю, заключается в том, что каждый герой в этой игре существует лишь для того, чтобы подчеркнуть какую-нибудь позитивную черту в характере Артура Моргана. К индейцам он относится с сочувствием (но не становиться при этом тошнотно-фальшивым болваном-благодетелем), с Сьюзан – игрив и ласков, в отношении к Сэди – впечатлён её энергией и напором.

Центральный дефект

Всё это обнаруживает центральный дефект в истории Red Dead Redemption 2 – Артур едва ли ощущается как внятная персоналия. Артур – это лишь серия встреч по ходу игры, в которых он предстаёт в виде крутого брутала, лаконично рычащего что-то себе под нос,.. но с сердцем в правильном месте.

Это отсутствие осязаемой личности превращает отношения с Голландцем Ван Дер Линде – центральную часть всей истории – в смешную нелепость. История просто не имеет смысла.

Наставник Артура Моргана
Наставник Артура Моргана

Наставник Артура Голландец – это манипулирующий для своей выгоды людьми неотвязный хвастун. С самого начала совершенно ясно, что Артур разочаруется в его моральном лидерстве. Для рассказчика это рождает задачу по созданию серии конфликтных ситуаций, проходя через которые Артур преодолевал бы путь от верного подручного к сомневающемуся, и в конечном итоге к неприкрытому бунтовщику.

В один момент – в момент личностного кризиса – Артур становится свидетелем  убийства Голландцем главаря одной банды. И нам надо как бы поверить, что Артур, человек убивавший сотни людей, был шокирован видом этого акта варварства. Но что-то здесь не складывается: убийство чрезвычайно опасного бандита, каким бы метод этого убийства ни был, определённо правильный шаг со стороны Голландца.

Артур постепенно превращается в нытика

Поэтому Артур не только лопух, с самого начала верящий в своекорыстную лапшу Голландца, он до кучи ещё и неправ по поводу недостатков в моральном облике своего предводителя. Артур постепенно превращается в обычного нытика, который жалуется на босса всем и каждому, кто готов его слушать.

Авторы хотят, чтобы мы сопереживали Артуру, оказавшемуся перед непростой дилеммой между лояльностью банде и его растущим разочарованием в Голландце. Но его отношения с Голландцем осмысленны, если только принять, что Артур – придурок. Хотя, все его остальные контакты с миром представляют нам иного – смышлёного Артура. В них он являет собой практически безупречный образец идеального представления большинства мужчин о несуетливом крутом парне, но с сердцем.

Rockstar следом совершает ещё одну оплошность, задействуя одно из самых избитых клише в произведениях о Диком Западе – Благородного оленя.  Артур видит этот величественный символ храбрости и независимости в серии своих снов. Ну, это уже вообще детский сад: просто смешно, с какой серьёзностью всё это преподносится.

Артур Морган со спутницей
Артур Морган со спутницей

Жанр вестерна всегда был отличной сценой для исследования широкого спектра всевозможных моральных дилемм. На её арене есть место и для трусости, лицемерия, навязчивых идей, нетерпимости, жестокости. Он дал нам таких героев как Мэтти Росси, Итан Эдвардс и Вудро Колл.

Но успех жанра породил, к сожалению, и массу всевозможных набивших оскомину клише, настолько привычных, что они годятся автору только в случае, если предполагается их разрушить, извратить или изменить до неузнаваемости.

Red Dead Redemption 2 не предпринимает попыток добавить чего-нибудь нового в свои персонажи, взамен делая ставку на самые привычные шаблоны жанра для реализации невразумительной истории о неуместной верности главного героя.

Эта игра – прекрасный образец мастерства создания фантазийных миров с её проулками, горами, медведями и многим другим. Но в отношении главного повествования мы наблюдаем её оскорбительно высокомерное изображение человеческой природы. Это мир двумерных ростовых мишеней, ложно представленный нам как сцена человеческих взаимоотношений.

Подробнее