Индия продолжает модернизировать свой ядерный арсенал, и в настоящее время разрабатывает, по меньшей мере, пять новых систем вооружений, которые дополнят или заменят существующие системы доставки ядерных боезарядов наземного, морского и воздушного базирования. Таким образом, на вооружении индийской армии формируется стратегическая триада сил, которая будет способна нанести ядерный удар по всему спектру угроз, обеспечивая вместе с тем возможность нанесения ответного удара по континентальной части территории любой страны, угрожающей Индии ядерным оружием. В настоящее время Индия эксплуатирует семь типов ядерных систем вооружений: две марки самолетов, четыре типа баллистических ракет наземного базирования и один тип баллистической ракеты морского базирования. По крайней мере, еще пять типов систем находятся в разработке. Программа развития ядерных вооружений перешла в динамичную фазу с появлением ракет наземного и морского базирования большой дальности с перспективой развертывания в течение следующего десятилетия.
По оценкам специалистов международной группы по расщепляющимся материалам от 2015 года, Индия произвела, по меньшей мере, 600 килограммов оружейного плутония достаточного для производства 150-200 ядерных боеприпасов. Однако не весь материал был преобразован в ядерные боеголовки. На основе имеющейся информации о структуре и стратегии сил доставки ядерного оружия Индия произвела только 130-140 ядерных боеголовок. Ей потребуется больше ядерных боеголовок для вооружения новых ракет, которые она разрабатывает в настоящее время. Поэтому в дополнение к действующему реактору по производству плутония в Дхруве, расположенного вблизи г. Мумбаи, Индия планирует построить, по крайней мере, еще один реактор по производству плутония. Более того, строящийся Прототип быстрого реактора-размножителя (Prototype Fast Breeder Reactor) на стадии строительства в Центре атомных исследований имени Индиры Ганди (IGCAR), находящегося вблизи г. Калпаккам, потенциально может значительно увеличить объем производства плутония в Индии в ближайшем будущем. Директор IGCAR также заявил, что еще шесть быстрых реакторов-размножителей будут введены в эксплуатацию в течение следующих 15 лет. Строительство первых двух, которые будут расположены в IGCAR, начнется в 2021 году и будет готово для коммерческого производства электроэнергии к началу 2030-х годов
Хотя Индия традиционно уделяет основное внимание сдерживанию Пакистана, современное направление работ по модернизации ее ядерного потенциала свидетельствует о том, что она стала уделять повышенное внимание своим будущим стратегическим отношениям с Китаем. Эта позиция, вероятно, будет усилена после противостояния около Доклам в 2017 году, в ходе которого китайские и индийские войска были приведены в состояние повышенной готовности из-за спора вблизи бутанской границы. Расширение ядерного потенциала Индии с целью учета угроз со стороны Китая, приведет к развертыванию в течение следующего десятилетия значительно большего числа новых систем ядерных вооружений, что может повлиять и на пересмотр Индией роли своего ядерного оружия против Пакистана. По словам одного из ученых, «возможно, мы являемся свидетелями того, что называется разъединением индийской ядерной стратегии между Китаем и Пакистаном». По мнению этого ученого, требования наличия вооруженных сил, необходимых Индии для того, чтобы надежно угрожать Китаю гарантированным ответным ударом, могут позволить ей проводить более агрессивные стратегии – такие как «Эскалация доминирования» или «Великолепный первый удар» – против Пакистана. Этот вопрос стратегии обсуждался среди индийских военных в 2016 году во время предыдущего пограничного спора между Индией и Пакистаном.
Индия давно придерживается политики неприменения первым ядерного оружия, хотя эта политика и была ослаблена в 2003 году Декларацией о том, что она потенциально может использовать ядерное оружие в ответ на химические или биологические атаки (что, следовательно, представляет собой применение ядерного оружия первым, даже если это делается в ответ на агрессию с использованием оружия массового уничтожения). Тем не менее, на фоне спора с Пакистаном в 2016 году, тогдашний министр обороны Индии Манохар Паррикар указал, что Индия не должна связывать себя этой политикой. Позднее индийское правительство пояснило, что замечания министра отражают его личное мнение, в ходе прений подчеркивались условия, при которых Индия будет рассматривать возможность применения ядерного оружия первой.
Самолеты. До 2003 года истребители-бомбардировщики, несущие ядерные бомбы, были единственным видом вооружений, входящих в состав ядерных ударных сил Индии. В 2003 году была принята в строй первая баллистическая ракета с ядерным боезарядом. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый с тех пор в создании разнообразного арсенала баллистических ракет наземного и морского базирования, бомбардировщики продолжают играть главную роль в ядерной программе Индии. По нашим оценкам, три или четыре эскадрильи самолетов Mirage 2000H и Jaguar IS/IB, дислоцированные на трех авиабазах, выполняют задачи по нанесению ядерного удара по Пакистану и Китаю.
Истребители-бомбардировщики Mirage 2000H Vajra («Божественный гром») развернуты в составе 1-й, 7-й и, возможно, 9-й эскадрилий 40-го крыла на авиабазе Махараджпура (Гвалиор) в северной части штата Мадхья-Прадеш. По оценкам экспертов, одна или две из этих эскадрилий несут миссию ответного ядерного удара. Индийские самолеты Mirage 2000H также иногда летают с авиабазы Нал (Биканер) в западном Раджастане. Истребители Mirage 2000H были поставлены Индии Францией, которая использовала свою отечественную версию самолетов Mirage 2000N в роли носителя ядерного оружия, и исполняли эту миссию в течение 30 лет до окончания своего срока эксплуатации, истекшего летом 2018 года. В настоящее время индийские Mirage 2000H проходят модернизацию, цель которой увеличить срок службы самолетов и расширить их потенциальные возможности. Модернизированная версия названа Mirage 2000I.
Индийские ВВС также управляют пятью эскадрильями самолетов Jaguar IS/IB Shamsher («Меч правосудия»), дислоцированных на трех авиабазах (разработанные совместно Францией и Великобританией, истребители Jaguar с атомными бомбами также входят в состав ядерных арсеналов этих стран). Они включают в себя 5-ю и 14-ю эскадрильи 7-го крыла на авиабазе Амбал (северо-запад штата Харьян), 16-ю и 27-ю эскадрильи 17-го крыла на авиабазе в Горахпуре (северо-восток штата Уттар-Прадеш), а также 6-ю и 224-ю эскадрильи 33-го крыла на авиабазе Джамнагар (юго-запад штата Гуджарат). Двум эскадрильям в Амбале и Горахпуре (по одной на каждой базе) поручена миссия по нанесению ответного ядерного удара. Самолеты Jaguar также иногда летают с базы ВВС Нал (Биканер). В ноябре 2016 года была достигнута первоначальная боеспособность так называемой высокоточной атаки после окончания работ по модернизации бортового оборудования половины индийского флота истребителей Jaguar. В результате работ по модернизации около 60 самолетов Jaguar получили более мощный двигатель с продлением срока эксплуатации еще на 20 лет.
Несмотря на модернизацию, ядерные истребители-бомбардировщики стареют. Поэтому Индия ищет современный истребитель-бомбардировщик, который потенциально может взять на себя роль ядерного удара в будущем. 23 сентября 2016 года Индия и Франция подписали соглашение о поставке 36 самолетов Rafale. Заказ значительно уменьшен от первоначальных планов купить 126 самолетов этой марки. Поскольку Rafale используется для ядерной миссии во французских ВВС, то и Индия потенциально может преобразовать его в аналогичную роль для индийских ВВС. Поставку самолетов Rafale планируется начать в сентябре 2019 года, а завершена она будет к апрелю 2022 года. По сообщениям, истребители Rafale будут развернут в двух эскадрильях: одна на авиабазе Амбал, расположенной всего в 220 километрах от пакистанской границы, а другая – на базе Хасимара в Западной Бенгалии. Новые инфраструктурные разработки для размещения самолетов строятся на обеих базах и, как ожидается, будут завершены к концу 2018 года.