Броня танков один из трёх важнейших параметров, который, зачастую выдвигался на передний план. Однако сталь в разных странах тоже отличалась, так же как и машины, созданные из неё. В этой статье вы узнаете о том, чья же броня была лучше во Второй Мировой.
СССР
Принято считать, что танки страны советов самые быстрые, защищённые и мощные. Однако такие утверждения не всегда справедливы, как бы не пропагандировали нам обратного…
СССР одним из первых освоил новые способы защиты, а литьё брони превосходило зарубежных конкурентов. Однако кому есть до этого дела, если броня не может защитить?
И в правду… Первые самостоятельные проекты не выделялись толщинами броневых пластин, а качество катаной стали далеко не лучшее. Дело изменилось только к концу 30-х годов, когда в серию пошли машины КВ и Т-34. Их броня делалась по «новому рецепту», обладая не только прочностью, но и кое-какой вязкостью.
Эта самая вязкость препятствовала образованию осколков именно от самой брони, даже в случае пробития, но это не гарантировало полного отсутствия опасности от своей же защиты. К тому же, в местах сварных швов, сталь была более хрупкой и даже попадание рядом с креплением листов, осколки могли доставлять неприятности, или увечья личному составу.
Германия, Чехия, Швеция, Италия.
«Почему так много стран?». Хм… Резонный вопрос… Ответ очень прост – их броневая сталь почти не отличалась, особенно если брать в учёт то, что все они попали под главенствование Германии.
Сталь стран центральной и южной Европы делалась таким образом, что её прочность была лучшей в мире. Почти то же самое можно сказать о качестве немецкой сварки, или о чешской клёпке.
Однако сварные швы всё равно превосходили другие средства крепления. Дело в том, что заклёпки могли лопаться, а их фрагменты, словно пули, летали по боевому отделению, нанося вред всему и вся что есть внутри.
Тем не менее итальянские инженеры настаивали именно на клепании стали на рамное основание. Причиной стала возможность замены броневой пластины в случае пробития или деформации.
Но у «немецкой» брони есть одно не приятное свойство – её мощная закалка делала сталь довольно хрупкой, из-за чего, тыльная часть брони крошилась, а мелкие осколки вредили танкистам.
К 1944 году, прочность стали значительно упала. Немецкие танки разных моделей не могли похвастать былой бронёй, которая начала трещать при массовых попаданиях тяжёлых снарядов.
Итог.
Советская броня могла защитить танкистов даже от вторичных осколков, а рациональные углы наклона давали уверенности в наступлении.
Но в 1943 году, положение дел изменилось и немецкие машины стали значительно превосходить советские детища. Толщина стали в совокупности с её прочностью формировали невероятные параметры стойкости.
Тем не менее, к концу Второй Мировой, «звери» вермахта терпели поражение раз за разом из-за тяжёлых калибров врага и просто из-за упадка своей промышленности.