На сцене в мелодраматической позе застыло нечто. Полунасекомое-получеловек. Держа в руке пустую чашу, тварь будто пожирает ее голодным взглядом. Автор утверждал, что видел это чудовище своими глазами. У историков искусства есть несколько любопытных теорий на этот счет.
Сегодня Блейк окутан славой гениального творца, но современники считали его сумасшедшим. Настолько эксцентричны его картины и стихи. Увлеченный мистикой Блейк говорил, что видит существ из иных миров: призраков выдающихся людей, ангелов и даже демонов. Якобы они диктовали ему строки и позировали для картин.
Была ли эта просто образная речь или галлюцинации от веществ и психических расстройств — неясно. Но те образы, что вырывались из головы автора на плоскости холстов, действительно выглядят потусторонними.
Видения Блейка восхищали его друга, астролога Джона Варли. Вместе они устраивали что-то вроде спиритических сеансов. Когда Блейк замечал очередного «духа», он рисовал его портрет в присутствии Варли. В итоге около 1819 года художник создал «Головы призраков» — сборник скетчей с лицами Вольтера, Ирода, Каратака и других исторических фигур.
Среди портретов был рисунок блошиной головы, на основе которого Блейк позже написал полноценную картину. Источником вдохновения могла быть «Микрография» английского ученого Роберта Гука. Иллюстрации увеличенных насекомых в этой книге открыли людям микромир — пугающий, но в то же время восхитительный.
Как Блейк рассказывал Варли, в блохах поселяются души людей, которые были слишком кровожадными при жизни. А ведь художник застал эпоху Американской и Французской революций и выступал в творчестве против бесчинства правящего класса. Поэтому «Призрак блохи» наверняка является эзотерической метафорой: сцена может символизировать общество, а чудовище — его алчных и жестоких лидеров.
Подписывайтесь и читайте Lux Arcana, где вам удобно: ВКонтакте, Instagram, Telegram, Яндекс.Дзен.