Найти тему

Учитель: сколько шагов от энтузиазма до отчаяния?

Это - история читательницы, написавшей большой комментарий к статье "Слышишь, стон над страною несётся...". Достойная, на мой взгляд, отдельной публикации (с минимальными правками). Оговорюсь сразу - автор канала имеет своё мнение об этой исповеди.

Только на днях вспоминала работу в школе, как страшный сон...

Училась я в университете, на учителя начальных классов. Искренне думала, что посвящу детям всю свою жизнь. Когда пошла работать в школу, засиживалась там допоздна. Всё хотелось продумать, каждую мелочь для детей приготовить. Ночами клеила пособия.

И вот мое Первое сентября! Как было здорово! Дети и родители рады, улыбаются. Я приготовила много сюрпризов. (Заметьте, на свои деньги, но тогда я об этом не думала. И вообще, пока работала в школе, мне лично никто копейки не дал на пособия. В первый год уходила половина зарплаты на закупку методических материалов и сопутствующих. В том же году, кстати, я выиграла конкурс, как "Лучший молодой учитель города" - работала на одном голом энтузиазме.) Но отвлеклась...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первое собрание. Одна родительница сразу ринулась в бой:

- А почему вы не работаете по системе ЗВонкова? (Услышала в коридоре от кого-то о системе развивающего обучения Занкова; кстати, её девочка с отставаниями в развитии, но я тянула её лично до третьего класса, мама работает маляром.) Долго кричала, как её ребенку нужна эта система...

Вторая родительница доводила меня тихо. Оказывается, работала в школе историком, уволена за профнепригодность, но я-то этого не знала. Она была иеговисткой и ругалась со мной из-за каждого праздника: у них в семье нельзя всего этого отмечать, и я обязана подстраиваться под её дочь, чтоб та "не получила травму". Потом они ругались с собственной бабушкой, приходили после уроков и жаловались друг на друга...

Кстати, то, что ты обязана работать ещё и внештатным психологом, меня никто не предупреждал. Нет-нет, я старалась: посетила каждую семью, убедилась, чтобы было подготовлено рабочее место, оценила обстановку. Но к тому, что почти каждый день кто-то приходил и изливал душу по два часа после уроков, я не была готова... В октябре одна девочка по дороге из школы упала с дерева до дворе своего дома. И получила компрессионный перелом. Я писала первую объяснительную. Оказывается, я отвечаю за детей ДО ТОГО момента, как они зашли домой. 27 человек!!! Как это сделать физически, мне так никто тогда и не объяснил. Каждого до дома провожать?

Но оставались дети. Радость общения с ними. Хотя к Новому году я морально очень устала. Устала от вечного недосыпания - вставать приходилось в 5 утра. От голода, хотя я располнела, приходилось питаться хлебом и макаронами. Очень любила хлеб и сладкий-сладкий чай в то время. Вы думаете это шутки? Я вам больше расскажу. От нашего дома шёл автобус. Но там был кондуктор. А в троллейбусах (надо было идти пять кварталов в сопку) кондукторов еще не было. Могли только иногда проверить. Так вот я шла частенько пять кварталов, особенно под конец месяца, потому что денег на ТАЛОНЧИК(!!!) не оставалось. Шла в хлипкой курточке осенней зимой и думала: ну хоть зарядка, жирок растрясти... Надо было выглядеть достойно, а порой денег даже на колготки не было...

Помню, я уже в отчаянии, подошла к завучу... (Чешутся руки написать её фамилию и имя, да ни к чему все это.) Рассказала, что очень не хватает денег, чтобы она мне дала надбавку. Та мне прочла лекцию, что я нахалка. Что все так учителя живут первые годы и надо терпеть. Что потом, через какое-то время, мне повысят за стаж...

Но это не самое страшное, с чем я столкнулась в школе. Самое жуткое - тебя за всё ругают. Несправедливо. Ты - винтик в страшной безысходной клоаке. Учительницы, проработавшие по 20-30 лет, заслуженные, обычно обозлённые, незамужние, или печально замужем (алкаши да гулящие), кидались и отыгрывались на всех новеньких. Нас прессовали не хуже, чем, я думаю, старшие в тюрьме, но, конечно, "интеллигентно". Мы во всем были крайние: самые тяжёлые дежурства и уборки, общие мероприятия по параллели, да просто все общественные работы ложились на нас. Мы, молодые, были молчаливы и бесправны. Если кто-то возражал - снимали все крохотные надбавки, и ты оставался на голом окладе. И вот тогда наступала месячная хана. Когда ты, как в карцере, мог долго и хорошо подумать о своём поведении, подъедая после завтраков то, что осталось за твоим классом и очень этого стыдясь. Но, блин, есть-то хочется.

Я не увольнялась 4 года. Знаете почему? Потому что жалко было детей. Они тяжело реагируют на смену учителя. Относилась к работе с душой (мои ученики до сих пор меня вспоминают и пишут)...

Но если бы мы действительно работали только с детьми!!! Вы будете смеяться, но я бы работала в школе. Иногда детей вспоминаю с тоской. 20 лет прошло, а в голове всё крутятся, как тогда, какие-то придумки, как интереснее эту тему дать или новый материал преподнести. Вспоминаю с теплом педагогов из института - таких же ненормальных, как мы...

Одна, помню, учила нас, что наша сумка, большая и тяжёлая, должна быть всегда набита сюрпризами для учеников. Вот так я и старалась...

Но в школе ты между двух огней:родители жалуются на любую мелочь, каждый рвёт одеяло на себя, за своего ребёнка. Если попалась склочная, истеричная мамаша, она тебе всю кровь выпьет - ищи-не ищи с ней граней. Это вы можете в магазине от такой отойти в сторону. А в школе я куда от неё денусь? Приходилось искать подходы интеллигентно, но тогда они распоясывались еще больше. (Есть такой тип людей, которых в детстве, видимо, только били и мучали, зато вырастая, они слов не понимают и издеваются над тобой, пытаясь вывести из себя. У меня таких было три: иеговистка с мамой и ещё одна женщина - она работала в Москве девушкой из эскорта (сама(!) это говорила и ссылалась на связи тамошние), приезжала каждый месяц и требовала-требовала-требовала.) Вот и ищешь ко всем подход, терпишь...

И с другой стороны - начальство и женский завистливый коллектив. Где по сути - каждый за себя. Это внешне мы команда. Но тебя никто выгораживать не будет. Ещё и свалят всё на тебя...

Вы спросите, работаю ли я в школе сейчас? Нет... Со своим упорством и творческим подходом пригодилась и в другой сфере. Я помню, когда уволилась и на новом месте за первый месяц получила зарплату почти в 10 раз больше, чем в школе, я не знала, куда девать эти деньжищи. Думала, что я Рокфеллер теперь. Работы меньше, денег больше! Потом оказалось, что это просто зарплата обычного среднего класса.

Похудела. Вышла замуж. Усыновили ребёнка и родили своих детей. Живём себе поживаем... Я довольна своей жизнью. И, наверное, благодаря тем четырём годам в школе. Теперь очень ценю тот покой душевный, какой имею. Больше, поверите ли, за 22 года я таких стрессов и не испытывала, какие были тогда, в школе. Хотя было многое. Всё после такой школы казалось мелочью. Пустяками. Житейским делом... Самое смешное, когда мы встречаемся выпуском, девочки говорят: только про меня думали, что я буду работать в школе - такая я была возвышенная и "больная на голову" детьми.

Теперь вы жалуетесь на побои детей и плохих равнодушных учителей? (Это ужасно, да.) Но творческий человек, активная личность, поработав в школе пару лет, чётко понимает, что заработать в десять раз больше он может легко и в других местах. А в школе остаются жёсткие, равнодушные, закомплексованные или те, кому идти некуда...