Необычная жизнь необычного человека.
Он твердо уверен в своей гениальности, но его отказываются печатать. Он боготворит женщин, но те не отвечают ему взаимностью, считая его странным и не понимая его. Он выглядит как пижон, но беден как церковная мышь. Он врывается в действительность, но живет в своем мире.
Он ненавидит детей, но пишет для них стихи. Он ненавидит детей, но они обожают его выступления и фокусы. Кто же он на самом деле? Он – Даниил Хармс и ему посвящена наша статья.
1. «Я родился трижды!»
В конце декабря 1905-ого года на свет появился Даниил Ювачев. Обычный ребенок в обычной семье. Но даже из собственного зачатия и рождения, склонный к эпатажу Хармс впоследствии умудрился создать абсурдную легенду.
Он рассказал, что его отец непременно хотел получить ребенка под Новый год, потому подступился к матери с предложением 1-ого апреля. Но получив согласие, почему-то сообщил, что это первоапрельская шутка, и план провалился. Повторный отказ из-за неудачной шутки он получил и на следующий год, и только третья попытка увенчалась успехом.
Даниил родился недоношенным, причем не в декабре, а в августе, потому отец «запихнул» его обратно. Но доктор дал маме слабительное, и он появился на свет во второй раз. Его сразу же поместили в инкубатор. Там он и пролежал все четыре месяца и третий раз «родился» как и хотел отец – под Новый год. Мы ничего не придумали, такую версию всем рассказывал сам Хармс!
Также поэт развивал еще одну версию, согласно которой он родился из икры, и его чуть не съел собственный дядя.
2. «Я ненавижу детей!»
При всей нелюбви к детям, реализовать свои творческие амбиции начинающий поэт смог только в детской литературе. Он открыто ненавидел детей и сравнивал любовь к ним с любовью к испражнениям. Но вот дети ему взаимностью не отвечали, искренне обожая поэта и его выступления.
Каждый раз из публичных чтений он устраивал настоящее шоу – показывал детям фокусы, жонглировал шарами, один из которых оказывался вареным яйцом, которое он съедал при детях, умудряясь при этом найти еще и соль!
Хармс забавлял нелюбимых малышей, и те не могли не проникнуться к нему симпатией. И, вполне вероятно, что вся эта ненависть не более, чем еще одна часть эпатажного образа.
Современник и знакомый писателя Харджиев подметил, что он, в отличие от многих коллег того времени, писал для детей хорошие книги. Пусть и не любил всего этого, но халтурить себе не позволял.
3. Необычному человеку – необычные увлечения
Эпатаж Хармса проявлялся не только на сцене, но и жизни. Писатель любил рисовать и стены его квартиры, как и большая часть мебели, были разрисованы. Он обожал классическую музыку и заслушивался Шостаковичем, Моцартом и Бахом.
Ему был симпатичен Шерлок Холмс, потому Хармс одевался ему под стать и курил трубку. А еще изобрел собственный шифр, вдохновившись «Пляшущими человечками», которым и писал собственные дневники.
Хармсу нравились маленькие собачки, которые крайне нелепо смотрелись рядом с высоким поэтом. Предпочтение он отдавал таксам, причем клички животным также давал самые необычные. Чего только стоит «Чти память дня сражения при Фермопилах».
И, конечно же, у самого писателя была уйма имен и псевдонимов от Чармса, Шардама и Гармониуса до Даниила Заточника и Карла Ивановича Шустерлинга.
4. Розыгрыши и женская любовь
Любил эксцентричный писатель и розыгрыши. Иногда мог стоять у окна голый, отвечая на претензии соседей, что обнаженный мужчина куда приятнее выглядит в окне, чем старуха в ночной рубашке. А порой заявлялся в гости и начинал при всех снимать штаны. Но, к облегчению собравшихся, под ними обнаруживались вторые!
Именно эти фокусы привлекали дам противоположного пола. И вторая жена писателя Марина даже хотела пойти по стопам Анны Карениной из-за постоянных измен супруга. Но так и не решилась, а сам писатель признал, что погряз в разврате и нищете.
При всех своих странностях Хармс был человеком глубоко верующим и даже наделенным даром предвидения. Он предсказал блокаду Ленинграда, что помогло избежать трагической судьбы многим его друзьям, покинувшим город по его настоятельной просьбе!
5. Спецслужбы шуток не понимают
Не удивительно, что острые и злобные высказывания Хармса не пришлись по душе спецслужбам. Впервые поэта арестовали в 1931-ом году, причем не за публичные высказывания, а за детскую литературу. Все закончилось непродолжительной ссылкой в Курск, после которой творчество Хармса изменилось и он склонялся к прозе.
Второй арест случился спустя десять лет из-за распространения упаднических настроений среди народа. Дабы избежать расстрела, эксцентричный писатель симулировал сумасшествие, и его поместили в психиатрическую больницу при тюрьме «Кресты». В ней он и умер в один из самых голодных месяцев блокады Ленинграда в феврале 1942-ого года.
Даниил Хармс был ярким и самобытным литератором, который, к сожалению, так и остался непонятым. За эпатажем и эксцентричностью скрывался человек тонкой душевной организации, который видел мир не таким, каким его привыкли видеть мы.
Он пытался донести свое видение до окружающих, но его отказывались печатать при жизни и единственной его связью с миром стали детские стихи, через которые он пытался донести до нас собственное мнение.
А вы знакомы с творчеством и историей Даниила Хармса? Делитесь в комментариях!
До новых книг!
Ваш book24