Найти тему
Первым делом самолёты

Чем руководствовалось Минобороны, выбирая проект скоростного вертолёта

Очевидно, что руководитель ОКБ им.Камова генеральный конструктор С.В. Михеев не такой интриган в закулисных делах, как представители КБ Миля, иначе как объяснить выбор Минобороны перспективного скоростного вертолёта, представленной машиной милевцев с традиционной схемой несущего винта на базе летающей лаборатории Ми-24ЛЛ.

Данный проект они назвали Ми-Х1, оснастили его принципиально новыми лопастями в результате крейсерская скорость возросла на 13%, оборудовали вертолёт одноместной кабиной с низким аэродинамическим сопротивлением и скорость увеличилась, но незначительно и больше 400 км/час они так и не смогли из него вытянуть. При всём этом опытная машина не имеет вооружения и боевой нагрузки, иначе скорость у этого скоростного вертолёта была бы ещё меньше.

Ми-Х1 - скоростной вертолёт на базе летающей лаборатории Ми-24ЛЛ
Ми-Х1 - скоростной вертолёт на базе летающей лаборатории Ми-24ЛЛ

А также у такой схемы при увеличении скорости более 400 км/час возникает сильный правый крен из-за разности скоростей обтекания правой и левой стороны винта, который невозможно парировать ручкой управления. Такое препятствие отсутствует у камовских машин, поскольку этот кренящий момент гасится вращающимися в разные стороны несущими винтами.

При возрастании скорости стремительно увеличивается лобовое сопротивление как у соосной схемы, так и у одновинтовой, причём в большей степени оно возрастает у вертолёта с хвостовой балкой и рулевым винтом на ней. На машинах соосной схемы ставят обтекатель между винтами, значительно уменьшающий это лобовое сопротивление.

Например, лётчики испытатели на «Чёрной акуле» при пикировании достигали скорости 460 км/час, поэтому на другом вертолёте Камова Ка-92 скорость крейсерского режима 420-430 км/час, а не такая «лапша», как у Ми-Х1. Кстати, проект Ка-92 был заморожен только по причине, что все деньги пошли на разработку проекта КБ Миля, который курировал глава холдинга «Вертолёты России» А.Богинский, принимавший сам участие в испытаниях летающей лаборатории Ми 24ЛЛ.

Ноябрь месяц преподнёс сюрприз в виде утечки из КБ Камова эскизов нового скоростного вертолёта этой фирмы. Гендиректор этой фирмы С.В. Михеев представил интересный и необычный проект гибрида вертолёта и самолёта с двухдвигательной силовой установкой.

Схема боевого вертолёта фирмы Камова
Схема боевого вертолёта фирмы Камова

В интернете появились изображения будущей машины с дельтовидным крылом большого размаха, которое в полёте должно разгружать несущий винт и создавать подъёмную силу. С. Михеев считает, что сочетая управление скоростью вращения воздушных винтов на разных режимах полётов и предотвращая попадания наступающей лопасти в сверхзвуковое обтекание можно достичь скорости порядка 700 км/час, используя для этого ещё и толкающие винты.

Сотрудники КБ Камова уверены, что новые технологии, применяемые для создания такого необычного вертолёта помогут достичь заявленной скорости и дальности, а также увеличат топливную эффективность машины. Но в Минобороны молчат о рассмотрении этого проекта.

Можно сделать вывод, что у «эффективных менеджеров» холдинга, возглавляемого А. Богинским интерес к проекту скоростного вертолёта, скорее всего карманно-финансовый, поскольку деньги к ним идут регулярно и в немалых суммах, а новых проектов с 1980 года всё ещё не представлено, но если хотя бы половина от этих вливаний доставалась камовскому КБ, тогда в России давно уже эксплуатировались Ка-92 и Ка-102, являющиеся реально высокоскорстными.

Но, наши чиновники, стоящие на руководящих должностях в вертолётостроении, а это бывшие банкиры, социологи и филологи лишь симулируют прогресс вертолётостроения.