Шоссе Энтузиастов — привычный московский топоним. Магистраль на востоке города, тянущаяся и за его пределы, в Балашиху и Ногинск.
В 1930-е годы вдоль трассы выстроились крупные предприятия: «Нефтегаз», «Электродный завод», «Радиоприбор», «Москабель» со своими рабочими поселками. Название улицы стало созвучно времени коммунистического энтузиазма и свершений — как проспект Ударников и улица Передовиков в Ленинграде (правда, получившие названия позже).
Раньше называлась эта дорога Владимирский тракт — по городу Владимиру. являлась частью Сибирского тракта и была известна прежде всего тем, что по ней гнали заключенных «по этапу», на каторгу, в Сибирь. В месяц следовало проходить 500 верст. Путешествие могло занять два-три года. Многие считали, что путь этот тяжелее самой каторги. Между тем, время пути в срок не засчитывалось. Чехов писал: «В весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге…». Бывали часты попытки побега. Ходили страшные рассказы, что, если он удавался, конвоиры, чтоб избежать наказания «за недостачу», хватали и присоединяли к партии кандальников первого встречного.
После восстания декабристов 1825 года поток каторжан значительно увеличился. Зачинщиков с Сенатской площади отправляли «по-королевски», на отдельном транспорте, с лично приставленным жандармом, по возможности, минуя Москву. Но так «везло» не всем. Некоторых участников тайных обществ отправляли в Сибирь пешим этапом. Герцен писал: «Пешочком в Сибирь идти трудно и долго, но кое-кому из декабристов привелось». А уж с нижними чинами и вовсе не церемонились: «В январе 1827 г. военным судом Московского полка участники восстания 14 декабря 1825 года унтер-офицер Луцкой А. Н. и рядовой Поветкин Н... были осуждены на бессрочные каторжные работы и отправлены по этапу с партией уголовных ссыльных из Петербурга в Москву и далее по Владимирке через Казань и Пермь в Тобольск».
Шли по тракту вместе с ворами и убийцами участники крестьянских бунтов, народовольцы, революционеры и сочувствующие. Поток путников поневоле иссяк на Владимирке к концу XIX века: осужденных стали транспортировать поездами.
Вот такая печальная история у Владимирского тракта. Тем не менее (вернее — там более), в 1919 году нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил назвать дорогу бодро - «шоссе Энтузиастов». В честь тех самых революционеров-каторжан. Так с тех пор и повелось.
Есть еще в Таганском районе, между Рогожской заставой и железнодорожным мостом, бульвар Энтузиастов. Раньше он назывался Владимирской бульварной улицей, и действительно, бульвар там присутствовал. Он был переименован в 1922 году — за компанию с шоссе. Слово «бульвар» в названии осталось, хотя значение его утрачено: теперь это просто начало шоссе Энтузиастов, со всеми вытекающими отсюда транспортными потоками.
P.S. В марте 2015 года патриарх Кирилл предложил переименовать шоссе и бульвар Энтузиастов во Владимирский проспект. Всеволод Чаплин, тогда председатель синодального отдела РПЦ, прокомментировал это так: «Эта дорога всегда называлась Владимирской… На мой взгляд, время для переименования настало. Идея особенно справедлива в год, когда празднуется тысячелетие преставления князя Владимира. Это духовный и во многом политический основатель нашей государственности».
Рисунок Алексея Мощенкова
Ссылки на предыдущие истории о названиях улиц: