Самым загадочным изобретателем-авиаконструктором Советского Союза является Роберт Людвигович Бартини, сын итальянского барона, коммунист, физик, создатель шестидесяти видов самолетов, «вдохновитель» самого С.П.Королева, работавший практически со всеми ведущими советскими авиаконструкторами. Есть даже «эффект Бартини» (при расположении самолетных винтов на одном валу по разные стороны крыла, уменьшается лобовое сопротивление и увеличивается тяга).
При всем этом достаточно малоизвестный человек в СССР даже для специалистов в авиации. Это связано как с личностью самого Роберта Бартини, так и с тотальной секретностью большинства его разработок. Он был приговорен к расстрелу в Австро-Венгерской армии, захвачен Красной и, вернувшись затем на родину, вновь был вынужден бежать в СССР через несколько лет, после приказа Муссолини о «еще одном» расстреле. А там, «выросший» в выдающегося конструктора самолетов, в 1938 году был объявлен врагом народа, и получил 15 лет только благодаря личному вмешательству Ворошилова ( третий приказ о расстреле Бартини был уже выписан).
Разработки авиаконструктора опережали время: «Сталь-6» установил рекорд скорости — четыреста двадцать км/ч, а обещавший до шестисот тридцати км/ч проект самолета «Сталь-8» был закрыт по причине запредельных, для того времени, технологий: просто не могли сделать такой самолет. «Сталь-7», проект доработанный Ермолаевым (и названный «Ер-2»), стал дальним бомбардировщиком и в самом начале ВОВ участвовал в бомбардировке Берлина.
В 38-46 годах в ЦКБ-29, Бартини участвовал в разработках многих самолетов (в частности, «Ту-2»), двух военных и пяти гражданских. После «освобождения» из «шарашки» продолжил заниматься авиацией. В 1972 году, например, создал удивительнейший ВВА-14 — экспериментальный самолет-амфибию с вертикальным взлетом.
Но самым загадочным созданием Бартини был, испытанный еще в тридцатых (ряд источников называют тридцать пятый год), самолет, базой которому стала конструкция «Стали-6» (по другим версиям, какой-то модели «Яка»), с обшивкой из родоида: материала, представлявшего собой специальное органическое стекло. Для обеспечения большего эффекта, взлет сопровождался выпускаемым «дымом» - голубого оттенка газом. Самолет просто сливался с небом, теряясь на его фоне.
Испытания самолета-невидимки проводились в строжайшей секретности на одном из северных военных аэродромов. Сохранились письменные подтверждения этих испытаний, в частности авиаконструктор В.Шавров, писал о них в своем многотомнике об истории самолетов в СССР. Во время экспериментальных полетов, рядом с «невидимкой» летел самолет «УТ-2», давая комиссии возможность увидеть, где сейчас находится «невидимка». Запись полета на киноленту показала, что даже очертаний самолета не фиксируется.
Запустить в производства эти самолеты не позволили характеристики родоида — спустя всего несколько полетов, он терял свою прозрачность, а стоимость производства новых деталей была крайне высокой. Поэтому, после завершения серии испытаний, невидимый самолет был разобран, а проект закрыт. К сожалению, фото и кинохроника, даже если и сохранилась, общем доступе отсутствует.
Несмотря на свое происхождение, Бартини всегда считал себя русским человеком, а на его могиле выбита надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!