Найти в Дзене
Записки репетитора

Маленькие хитрости репетитора

За много лет репетиторства я «наработала» некоторый опыт. Чему-то научилась на практике, что-то читала, что-то подсказывали опытные коллеги. Итак, что мы имеем на сегодняшний день?

- Старайтесь не стирать с доски так долго, насколько это вообще возможно в течение урока. Ученики (это касается и взрослых, и детей) очень любят неправильно списывать, а потом с пеной у рта доказывать: «А это так у вас на доске было написано». В таких случаях можно просто молча указать на искомое предложение, а потом в тетрадь. Вроде бы, мелочь, но это очень часто меня выручало. Например, у меня одна дамочка умудрилась около have написать "быть", а около – be–"иметь". И минут 5 со мной спорила на тему, что я ей именно так и объяснила, поэтому она именно так и записала. Показываю на доску. «Ой, а чего это я тогда так написала?» Да кто ж тебя знает-то…

- В дополнение к вышеизложенному - хорошо бы заглядывать и в тетрадки учеников. Ну, началка – это однозначно. Да и у старшеклассников не мешало бы, и у взрослых. Потому что часто ты говоришь одно, они умудряются записать совсем другое. И опять начинается: «А это вы…»

- Постоянно менять виды деятельности. Надо, чтобы и записали что-то, и почитали, и поговорили. Их соотношение варьируется в зависимости от возраста и целей. Ну, например, с началкой писать будем меньше, со старшими классами, особенно если грамматику объясняю – больше. Только это не всегда получается с теми, кто готовится к экзаменам, бывает, что там приходится весь час заниматься каким-либо одним аспектом.

- Давать ученикам перемещаться в рамках учебного процесса. Та же началка – там все понятно. Там и поиск предметов, и картинки показывать, которые у меня по комнате развешаны, и много чего. Группам я часто даю собирать вопросы, разрезанные на две части – там тоже приходится вставать и двигаться, потому что на одной парте все не помещается. Главное, чтобы это не превратилось в хаос и беготню. В таких случаях резко все прекращаем.

- Дать что-нибудь в руки. Например, собрать предложение из карточек со словами эффективнее, чем сделать это письменно из слов на доске. Почему-то это легче, да и нравится больше.

- Подвести итоги в конце урока. Сегодня мы научились тому-то и тому-то, смогли пересказать вот это и так далее. Должна быть какая-то завершенность, да и ученикам будет, что сказать родителям, если те спросят.

- Если работаете с наличными – действуйте, как кассир «Пятерочки». Обязательно проговаривайте сумму, которую вам дали, и уточняйте сдачу (или ее отсутствие). Типа: «Вы дали мне столько-то без сдачи. Вы дали мне столько-то – сдача такая-то».

- Этому меня научил преподаватель из Америки на семинаре. Он работал в классах по 40-50 человек, поэтому у него была четкая стратегия:

1. Ты должен быть в кабинете раньше учеников. Ты их встречаешь, приветствуешь, ты – хозяин.

2. Должен быть отработан четкий алгоритм действий перед уроком и во время него. Например, у него это было так: на доске записана тема. Ученики заходят, берут специальные тетради и пишут небольшой рассказ (5-7 предложений) на эту тему. Он их не проверяет, как он говорил: «Это для них, не для меня, это настраивает на урок, на то, с чем мы будем работать».

3. По вопросу дисциплины. Ребенок ведет себя неподобающим образом – первое предупреждение устно. Потом – заносится в «черный список» (если какое-то количество раз он в этот список попадает, то лишается каких-нибудь «плюшек»). Еще одно замечание – преподаватель звонит родителям: «Хорошо, ты мешаешь мне и нам всем, тогда мне придется помешать твоей маме работать».

Он нам объяснял так: «Дети должны на уроке себя вести, как дрессированные щеночки – четко знать, что они обязаны делать с момента прихода в класс. И да, я их дрессирую».

Ну, и понятно, что требования должны соблюдаться постоянно, а не от раза к разу.

Господа репетиторы и преподаватели, что бы вы еще добавили к этому списку?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!