Василию Боженко не досталось славы Щорса, Пархоменко или Чапаева. Наверное, потому что он не погиб геройски, а просто неожиданно покинул этот бурный мир на станции Славута 21 августа 1919 года, когда красные отступали с Украины.
А помнить о Боженко стоило бы, потому что для революции он сделал не меньше, чем другие пламенные и не очень герои, памятники которым в наше время порой так старательно сносят.
Василий родился в обычной крестьянской семье в 1871 году. Был батраком, потом пошел в армию. В 1904 году его арестовали первый раз – за листовки. Потом он воевал в русско-японскую войну, попал в тюрьму на излете первой революции, работал в Киевских механических мастерских, где возглавлял профсоюзное движение. В марте 17-го его избрали во Временный исполнительный комитет по организации Киевского Совета рабочих депутатов.
В октябре 17-го возглавил один из красногвардейских отрядов. Потом воевал с Радой, а после того, как немцы заняли Киев, ушел с красными на Донбасс.
Там он организовал слияние нескольких отрядов в 3 крупных соединения, командиром одного из которых стал он сам. В сентябре 1918 года ЦК КП(б)У приняли решение сформировать на Украине две советские повстанческих дивизий: 1-й и 2-й. В 1-ю дивизию вошли — 1-й Богунский полк Н. Щорса, 2-й Таращанский полк В. Боженко, 3-й Новгород-Северский полк Т. Черняка. В её составе первоначально находился и 1-й Червоно-казачий курень — атаман В. Примаков.
Боженко стал командиром Таращанского полка, позднее — командиром Таращанской бригады, входившей в состав 1-й Украинской советской дивизии, впоследствии превратившейся в 44-ю стрелковую дивизию, которой командовал Николай Щорс. Его отряды дрались с немцами, потом с Директорией. В феврале 1919 года его полк взял Киев.
Летом 19-го в Киеве не стало жены Боженко. Есть мнение, что постаралась ЧК. Боженко очень злился и горевал о супруге. Но все дело закончилось телеграммами с угрозами. А следом, 21 августа он и сам неожиданно отправился вслед за женой на небеса. Официально – его отравили петлюровцы. Но есть стойкое мнение, что красные ждали, что Боженко пойдет по пути Махно или атамана Григорьева, так как он хоть и был революционер, но какой-то неправильный. Поэтому его решили устранить. Впрочем не стоит исключать и версии о том, что все случилось в свой черед. Все-таки время было такое, когда здоровья не прибавлялось, все могло случиться.