Найти тему
DmitryCD

Сейфити-кар. Всегда лидирует, никогда не выигрывает.

Очень важное значение, практически в любом виде спорта, имеет безопасность, и долгие годы международные спортивные организации стремятся свести вероятность травмирования спортсменов к минимуму. «Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Остальное — игры», – говорил Эрнест Хемингуэй. Мы не будем принижать иные, общепризнанные виды спорта, однако, следует согласиться, что именно в названных писателем видах риск гибели и по сей день очень высок.

Даже в самых технологичных и продвинутых гоночных сериях до сих пор не исключены трагические случайности. Думаю, что у многих фанатов Формулы 1 стоит перед глазами трагедия, произошедшая в 2014 году на гран-при Японии с Жюлем Бъянки. А ведь это королева автоспорта, с самыми совершенными, в инженерном смысле, автомобилями, и безопасности пилота при проектировании болида уделяется огромное внимание.

сейфти-кар текущего сезона
сейфти-кар текущего сезона

Одним из символов безопасности в автоспорте стал сейфити-кар. Этот автомобиль решает множество задач, обычно его появление на трассе обусловлено сложными погодными условиями или аварией на трассе. Решение о выезде автомобиля безопасности принимается директором гонки, так же, как и момент когда ему пора будет свернуть на пит-лейн и позволить пелотону вернуться к борьбе.

Porsche 914
Porsche 914

Первое появление сейфити-кара на трассе Формулы 1 было вызвано именно плохими погодными условиями. Гран-при Канады 1973 года уже начиналось под проливным дождём, по ходу гонки было несколько вылетов, однако, после серьёзного столкновения на 32-м круге, на трассу был выпущен желтый Porsche 914. Он должен был задать темп пелотону, и остановить борьбу в столь опасных условиях. Но, как известно, первый блин случается комом, и сейфити-кар по ошибке занял место не перед лидером гонки. В то же время множество гонщиков одновременно поехали на пит-стоп, где механики просто не успевали обслуживать болиды и те возвращались на трассу ни с чем. После финиша судьи еще долго считали, кто же, в итоге, сколько кругов проехал, и, разумеется, многие остались недовольны, в том числе команды, которые самостоятельно считали круги своих пилотов.

Lamborghini Countach
Lamborghini Countach

В следующий раз сейфити-кар появился на трассе в Монако в 1980-1983 годах и был им соответствующий статусу трассы Lamborghini Countach. Пожалуй, на текущий момент, это самый впечатляющий сейфити-кар.

-4

В разные годы во главе пелотона оказывались Ford Escort RS Cosworth, Opel Vectra, Fiat Tempra, Renault Clio, Honda Prelude, Porsche 993 GT2 и Lamborghini Diablo. Достаточно чётко и официально положение сейфити-кара было утверждено в Формуле 1 лишь в 1993 году.

-5

Начиная с 1996 года эта почётная обязанность на любом гран-при возлагается на автомобили Mercedes-Benz. Как правило, это – спортивные модели, доработанные AMG, причём отличающиеся от тех, что вы можете купить в дилерском центре, ведь этот автомобиль должен держать темп самых быстрых болидов планеты.

-6

С 2000 года место за рулём сейфити-кара неизменно занимает немец Берндт Майландер, в прошлом гонщик кузовного чемпионата DTM, суперкубка Porsche и победитель 24 часов Нюрбургринга в 2000 году за рулём Porsche 911 GT3-R. Только представьте, этот человек присутствует на каждой гонке в течение всего чемпионата. И так уже 16 лет подряд.

Конечно, когда сейфити-кар выходит на трассу в разгар гонки, выглядит это, будто он еле тащится, однако, в действительности это совсем не так. Чтобы поддерживать приемлемую для болидов скорость, не позволяющую остыть резине и тормозам и перегреться двигателям, Берндту приходится выжимать из своего автомобиля всё возможное, и, как он сам говорит, ехать на 99% своих возможностей, оставляя 1% на то, чтобы самому избежать аварии. В среднем, на гоночном круге сейфити-кар бы отставал от болида примерно на минуту. Не всегда удаётся выехать на трассу перед лидером, в таком случае его нужно либо попытаться догнать, либо, не создавая помех участникам гонки, пропустить весь пелетон и дождаться лидера. Кроме того, чтобы поддерживать скорость, ему необходимо держать связь с дирекцией гонки, принимая информацию от них о состоянии трассы, и сообщать о своих наблюдениях. Сидящий на пассажирском сиденье Питер Тиббетс, помогает ему в выполнении этих второстепенных задач, следит за состоянием дороги и управляет сигнальными огнями на крыше. И занимается этим Питер с 1997 года.

-7

На водителе сейфити-кара лежит задача подсказать пелетону оптимальную траекторию движения, чтобы избежать наезда на обломки разбитых болидов, масло и гравий, а во время выезда в дождь, подобрать скорость и траекторию, на которых не случится аквапланирования. На случай выхода из строя сейфити-кара, на пит-лейне всегда есть такой же запасной. К счастью, он пока ни разу не пригодился, сам Берндт лишь однажды, из-за травмы пропустил гонку.

-8

Если шутки ради посчитать, сколько кругов лидировал Берндт Майландер, то в рейтинге чемпионов он окажется на 27 месте с результатом 637 кругов, опережая Джеймса Ханта, Жака Вильнёва, Кеке Росберга, Эмерсона Фиттипальди и многих других.

В кольцевых гонках, как автомобильных, так и мотоциклетных, порой нельзя обойтись без вмешательства администрации гонки, и именно сейфити-кар – самое рациональное решение, которое способствует безопасности и позволяет в кратчайшие сроки возобновить соревнование, не прибегая к остановке гонки.