Найти в Дзене
DmitryCD

Вэны: от работяги до дома на колёсах.

Многие из вас, услышав слово «Вэн», представят себе переполненную утреннюю маршрутку, фургон службы доставки или большую семью, путешествующую по дорогам в микроавтобусе. Но не все так просто. На самом деле – «вэн» подразумевает целое множество различных типов кузовов. В зависимости от предназначения, они могут быть большими и маленькими – какие-то не отличаются габаритами от обычных легковых автомобилей, другие же превосходят размерами SUV и легкие грузовики. Самые маленькие – минивэны – зачастую используются для семейных нужд, большие же их собратья – для коммерческих целей.

Первые упоминания о вэнах, как о транспортном средстве в виде крытого фургона, встречаются в середине 19-го века. Языковеды утверждают, что корни этого термина кроются в слове «Караван», и, согласно их теории, «вэн» – это фургон, отбившийся от каравана. Что ж, поверим им на слово.

Стоит заметить, что в разных странах слово «вэн» имеет различные, хотя и схожие, формулировки. К примеру, в Австралии вэнами именуют минивэны, пассажирские микроавтобусы, коммерческие фургоны, а также цельнометаллические фургоны, построенные на базе ютов, в разное время выпускаемых компаниями Ford и Holden. В Японии, помимо общепринятого определения, вэнами именуют автомобили с кузовом универсал и даже хэтчбэки, предназначенные для коммерческого использования. В Америке вэнами называют прицепы и полуприцепы, перевозимые тяжелыми грузовиками, а также железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки багажа. Автомобиль же принято называть «полноразмерным вэном» (full-size van). На них и остановимся подробнее.

Классический американский вэн – это большой квадратный фургон с коротким капотом, построенный на базе легкого трака. Производителями предлагается целое множество базовых комплектаций – это и пустой цельнометаллический фургон, предназначенный для перевозки различных грузов и обладающий лишь двумя посадочными местами спереди (cargo van), и автобус, используемый для перевозки пассажиров (wagon), есть конверсионные вэны (conversion van) – роскошные автомобили, укомплектованные по последнему слову техники и являющие собой нечто среднее между домом на колесах и мобильным офисом. Для компаний, занимающихся постройкой кузовов, доступны версии cutaway van – шасси, оснащенное двухместной кабиной со всеми органами управления и stripped chassis – голое шасси с двигателем и КПП, впоследствии использующиеся для постройки домов на колесах, автомобилей скорой помощи и других машин специального назначения.

-2

Предшественниками полноразмерных вэнов были автомобили доставки (sedan delivery), появившиеся в 1930-х годах и широко используемые до конца 50-х. Но внезапное вторжение Volkswagen, с его Жуком и построенном на его базе минивэном Transpoter, заставило изменить взгляды автопроизводителей. Первое поколение американских вэнов, появившееся в 1961 году, было построено с оглядкой на VW и во многом напоминало его. Правда, были и нюансы. К примеру, General Motors, не мудрствуя лукаво, сделало свой вэн на базе легкового заднемоторного Corvair, который изначально задумывался как американский ответ VW Beetle. Форд же, со своим Econoline, построенным на базе легкового Ford Falcon, остался верен переднемоторной компоновке, что было по-своему знаковым событием в проектировании нового типа автомобилей. Следом подоспел Chrysler со своим Dodge A100, который был построен по тому же принципу, что и Ford, но был способен вместить мощный V8, в отличие от конкурентов, комплектовавшихся 6-цилиндровыми моторами. Стоит заметить, что все три новые модели были доступны как в виде обычного вэна, так и пикапа с открытой задней платформой.

-3
-4

Немногим позже, в 1968 году, Ford, запуская в серию второе поколение Econoline, ставшее родоначальником полноразмерных вэнов и построенное на базе пикапов F-серии. Стоит заметить, что благодаря этому решению, изменилась и компоновка салона, а у передних седоков стало значительно больше свободного места. Результатом этих метаморофоз стало перемещение двигателя вперед и появление двух точек доступа к двигателю – через короткий капот спереди или через защитный кожух, получивший неофициальное название «собачья будка» со стороны салона. Также изменилась и посадка передних пассажиров – теперь передняя ось автомобиля находилась не под сидениями (cabover), а была вынесена вперед, в ноги. Это оказалось знаковым событием – и General Motors и Chrysler, подхватив идею, в 1971 году обновили модельный ряд, выпустив вэны аналогичной конструкции.

-5

Именно тогда, в 70-е, вэны начали формировать целый пласт автомобильной культуры, превратившись из автомобилей для перевозки грузов или небольшой компании людей в транспортное средство практически на любой вкус. Появляются мастерские, берущиеся за постройку как машин специального назначения, так и автомобилей для отдыха и развлечений на базе вэнов.

-6

Одновременно с этим зарождается и начинает активно развиваться вэннинг, о котором мы обязательно поговорим позже – движение людей, превращающих свои вэны в роскошные сухопутные яхты, и будуары на колесах. О них слагали песни, они становились киногероями, а дальние путешествия на переоборудованных вэнах обрели вполне закономерную популярность.

-7
-8

С 1971 года, с появлением удлиненной версии Dodge Sportsman, способной вмещать до 15 пассажиров, вэны прочно вошли в пассажирские грузоперевозки. Помимо этого множество компаний, нуждающихся в перемещении своего оборудования для выполнения работ, отказалось от неповоротливых грузовиков в пользу более удобных вэнов. Эти автомобили также используются для трансферов между гостиницами и аэропортами, Переоборудованные фургоны также используются для перевозки пожилых и маломобильных групп граждан.

-9

Также нередки их конверсии в небольшие школьные автобусы. На самом деле, сегодня проще отыскать сферу, где не используется данный вид транспорта – настолько прочно вэны вошли во все сферы жизни. Мы обязательно вернемся к этой обширной теме и подробно рассмотрим различные варианты постройки и применения этих по-настоящему уникальных и многоликих автомобилей в других статьях.