Британская компания Reliant была ориентирована на внутренний рынок, а основной тираж их продукции составляли достаточно странные трехколёсные малолитражки, очень популярные в туманном Альбионе. Другим направлением бизнеса компании был выпуск спортивных автомобилей, которые также были достаточно популярны. Основным поставщиком двигателей для своих творений инженеры Reliant традиционно выбирали Ford.
Самым популярным, продержавшимся на сборочной линии 22 года, стал автомобиль Reliant Scimitar. Вышедшее в 1964 году спортивное купе изначально обрело шестицилиндровый рядник Ford Zephyr объемом 2,6 литра и мощностью 120 л.с, что достигалось благодаря трем карбюраторам, против 71 л.с. штатного двигателя. С этим мотором спортивное купе развивало 188 км/ч. За два года с Ford Zephyr было произведено 296 Reliant Scimitar, а в 1966 ему на смену пришел Ford Essex – сначала 3,0, а затем и 2,5 – литровый.
Новый двигатель положительно сказался на развесовке, и, как следствие, управляемости автомобиля. Трехлитровый Essex выдавал 138 л.с. и автомобиль, весивший меньше тонны, разгонялся до 195 км/ч, преодолевая рубеж 100 км/ч за 10 секунд. С Essex 2,5 он развивал 180 км/ч. До 1968 года было выпущено 709 автомобилей с двигателями Ford Essex.
1968 год для Reliant Scimitar ознаменовался новым модельным годом. Теперь это был трёхдверный универсал, но по-прежнему со спортивным уклоном. В автомобиль этого модельного года устанавливался только 3,0-литровый Essex, с которым новый Scimitar разгонялся до 195 км/ч, а сотню разменивал за 8,5 секунд. Новая модель стала чрезвычайно успешна для компании – за 8 лет выпуска, было продано 9 416 автомобилей. Известно, что у принцессы Анны, дочери нынешней Королевы Англии, 9 таких автомобилей.
В 1975 году начался выпуск нового поколения Scimitar, оснащенного всё тем же трёхлитровым Essex и обладающего похожими динамическими характеристиками. Однако, в 1981 году в компании Ford пересмотрели роль Essex и подобрали для него преемника из Германии – Ford Cologne V6, который стали устанавливать и на британские автомобили концерна Ford. За ним пришлось последовать и многим мелким автозаводам Великобритании. В частности, Reliant начал устанавливать на Scimitar мотор Cologne V6 объемом 2,8 литра. Характеристики его были схожи с Essex, разве что крутящий момент на низких оборотах был заметно ниже. За 9 лет было выпущено 4862 автомобиля, 437 из которых с новым мотором.
В 1980 году вышло последнее поколение этого автомобиля, продержавшееся на рынке 6 лет. Выпускались они в кузове кабриолет и исключительно с двигателем Cologne V6. При мощности в 135 л.с. Reliant разгонялся до 185 км/ч и преодолевал отметку 100 км/ч примерно за 10 секунд. Эта версия стала самым дорогим автомобилем в истории марки, отчего его тираж составил лишь 442 экземпляра.
Ну, и вернемся к двигателям Ford, а, точнее, нашему сегодняшнему герою – Cologne V6, выпускавшемуся в одноименном городе – Кёльне. Разработан он был в 1961 году, в том же году начал устанавливаться на автомобили Ford, производимые в Германии, и дожил до 2011 года. Его ближайшим родственником был двигатель Taunus V4.
Конструкция его была не сложнее чем у Essex – чугунный блок, угол развала 60˚, один распредвал и огромное множество размеров - 1.8, 2.0, 2.3, 2.4, 2.6, 2.8, 2.9, и 4.0 литра. Кроме того, этот мотор был значительно легче британского родственника.
Двигатель Cologne V6 делится на два поколения, к первому относятся 1.8, 2.0, 2.3, 2.4 и 2.6. Спроса на них у других автопроизводителей не наблюдалось. Как и впечатляющих характеристик. Второе поколение, начинающееся с объема 2,8л., оказалось более прогрессивным. Эти моторы существовали как с карбюраторами, так и с механическим и электронным впрыском, а мощность серийного мотора колебалась от 90-115 л.с. для двигателей, произведённых на экспорт в США, до 130-160 л.с. для европейского рынка. Начиная с этого поколения, на Cologne V6 стали обращать свое внимание и другие компании, нуждающиеся в автомобильных двигателях.
Пожалуй, самое необычное применение этому двигателю нашли в шведской компании Haegglunds. В 1980 году они начали поставлять для Шведской армии гусеничный вездеход Bandvagn 206 с двигателем Ford Cologne V6 2.8 литров.
Двухсекционный вездеход, с приводом как на гусеницы самой машины, так и на гусеницы прицепа, предназначен для перемещения живой силы, раненых и грузов по болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря широкой площади траков, давление, оказываемое вездеходом на труднопроходимую почву, столь низко, что он практически незаменим, и, хотя его скорость и достигает лишь 4,7 км/ч, он проходит там, где не пройдёт не только другая техника, но и человек. Грузоподъемность вездехода 2 250 кг., плюс возможность буксирования дополнительного прицепа массой 2 500 кг. Конструкция оказалась столь удачной, что было произведено более 11 тысяч единиц, заказы поступили из 37 стран, в числе которых США, Израиль, Великобритания, Франция, Китай, Мексика, Южная Корея, Пакистан. Он принимал участие во множестве гражданских и военных операций в самых разных частях мира. Сейчас такой вездеход можно найти даже на территории России.
В этой статье я лишь немного осветил столь интересный двигатель, как Ford Cologne V6, произведенный огромным тиражом и попавший под капоты самых разных автомобилей, так что в продолжении вас ждёт еще много интересного.