Сегодня речь пойдёт о двух мужских страстях: автомобилях и еде. Кажется, связать два этих понятия невозможно, но, если очень постараться, то и из этого сочетания может выйти неплохая история.
И начало истории опять схоже с сюжетом сказки о Золушке. В 1883 году, немецкий эмигрант Оскар Майер со своим братом открыл мясную лавку на одном из рынков Чикаго. Потенциальными клиентами братья видели своих бывших соотечественников, потому сосредоточились на продаже различных видов немецких сосисок, колбасок и ливерной колбасы. Предлагая высококачественный товар и упорно работая, они достаточно быстро приобрели хорошую репутацию, расширили магазинчик и начали доставлять товары по всему городу. В 1904 году Оскар Майер начал ставить на продукции клеймо со своим именем, тем самым гарантируя качество каждого проданного изделия. В 1919 году компания Oscar Mayer купила свой первый завод по переработке мяса. На протяжении всего 20-го века компания неуклонно развивалась, а ассортимент расширялся, завоёвывая новых потребителей.
В штатах эта марка не менее известна, чем Coca-Cola, Heinz и Marlboro. Как вы знаете, у каждого из перечисленных брендов есть свой символ: Санта-Клаус устойчиво ассоциируется с Coca-Cola, сочный и спелый томат – с Heinz, ковбой с пронзительным взглядом и волевым подбородком – символ Marlboro. 80 лет назад символом Oscar Mayer стала сосиска на колёсах, и, даже если вы никогда не слышали о сосисках Oscar Mayer, этот автомобиль вы непременно видели.
В 1936 году племянник Оскара Майера, Карл, предложил своему родственнику интересный маркетинговый ход – построить четырёхметровый хот-дог на колёсах, колесить на нём по Чикаго и раздавать прохожим хот-доги. Глава компании поддержал эту идею, а Карл Майер её успешно воплотил в одном из чикагских кузовных ателье и затем сам катался на хот-доге по городу. Горожане были в восторге. Машинка получила название Wienermobile – wiener переводится как «венская сосиска». Автомобиль был построен на шасси легкого грузовика и приводился в движение четырёхцилиндровым двигателем International. Он катался по чикагским дорогам до начала Второй Мировой Войны.
Следующее поколение Винермобиля увидело свет в 1952 году. Это был куда более симпатичный автомобиль, больше не напоминавший кустарную тележку. Заказчик получил пять машин, созданных на агрегатах Dodge или Willys. Водителя Wienermobile называли хотдоггером. Кроме того, в экипаже появился еще один характерный персонаж – «Маленький Оскар». Обычно это был карлик в поварском колпаке, приветствующий сбегающуюся детвору, и раздающий им свистки, повторяющие форму Винермобиля. Этот персонаж не был смешным клоуном, дети его очень любили и ждали как зубную фею.
Шасси Винермобиля 1958 года было почти таким же, как и в предыдущем поколении, но к вопросу внешнего вида заказчики из Oscar Mayer подошли в этот раз очень серьёзно и наняли известного промышленного дизайнера Брукса Стивенса, известного по работе с Harley Davidson, Studebaker, создавшего Jeep Wagoneer и известнейший неоклассический бренд, ставший впоследствии именем нарицательным – Excalibur. Основной задачей он видел «Положить-таки, наконец, сосиску в булку». Он с большим рвением взялся за работу и говорил, что его очень вдохновляет такая нестандартная задача «ведь нет ничего столь же аэродинамически совершенного, как сосиска»! Длина промо-мобиля превышала 8 метров.
В 1969 году сотрудники Oscar Mayer построили два Винермобиля своими руками, взяв за основу автодом Chevrolet. Характерной, узнаваемой чертой этого поколения были задние фонари от Ford Thunderbird. Свежая модель Винермобиля впервые покинула пределы США, дабы продолжать свою миссию популяризации колбасных изделий за границей. Те же машины перекроили в 1976, и еще какое-то время наматывали мили на одометр. Затем программа промо-мобилей была свернута до 1988 года.
В 1981 году основатели компании продали её, и она несколько раз сменила владельцев. Новый хозяин, проведя исследование, выяснил, что огромное количество американцев ностальгирует по Винермобилю, и Oscar Mayer вновь обратились к Бруксу Стивенсу за изготовлением шести новых хот-догов на колёсах. Параллельно сосисочный завод объявляет об открытии вакансии экипажа Винермобилей и получает около 2000 откликов на 12 позиций. Хотдоггер всегда ездит с напарником, в обязанности которого входит махать руками и всячески приветствовать пешеходов и других автомобилистов. Причем, как рассказывают они сами, какое-то время штурманы по привычке продолжают приветствовать всех и после завершения рабочего дня. Это поколение Винермобиля было построено на базе Chevrolet Van. Гонщик НАСКАР разогнал эту модель на кольце Индианаполиса до 180 км/ч!
Очень симпатичной вышла модель 1995 года с передними фарами и задними фонарями от Pontiac. Его длина так же превышала 8 метров, а высота 3,6 метра. Внешность получилась столь удачной, что в 2000, 2001 и в 2004 году были выпущены Винермобили с такой же внешностью, но уже с двигателями V8. В 2009 году один из таких хот-догов врезался в дом. Хотдоггер перепутал драйв и заднюю передачу.
Самый крохотный Винермобиль увидел свет в 2008 году. Он построен на базе MINI Cooper S с турбированным 1,6-литровым двигателем.
Винермобили не переставая колесят по всей стране, встретить его можно в любом захолустье, а люди всех возрастов, любого вероисповедания и цвета кожи расплываются в улыбке при виде этой яркой и смешной машины.