Как сообщает газета «Известия», последние месяцы все больше жителей России начали называть своих детей именами героев очень популярного сейчас сериала «Игра престолов».
Справка:
Сериал «Игра престолов» снимается по серии уже культовых фэнтези-романов американского писателя Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». В настоящее время вышло шесть сезонов сериала, и это еще далеко не конец, потому что Мартин пока не закончил эту серию книг. Чем завершится эта кино-эпопея, не знает никто, кроме самого Джорджа Мартина и двух продюсеров сериала.
Интригующе? Не то слово. Но что думают психологи о назывании детей в честь героев этого культового сериала?
Мнение психолога:
К комментированию этой новости в «Известиях» привлекли литературоведа и лингвиста. Странно, что при этом журналисты не обратились к психологам или психотерапевтам, поскольку вопрос выбора имени всегда имеет сильную психологическую подоплеку, даже если сами родители этого не осознают. Поэтому мне показалось важным прокомментировать эту любопытную новость.
Итак, давайте начнем с самого начала — с книги и сериала.
Внимание: в тексте ниже присутствуют спойлеры до 4 сезона сериала включительно, а также краткие описания натуралистичных сцен! Беременным, людям с тонкой душевной организацией и не смотревшим сериал читать с осторожностью!
Романы и сериал
Какой мир показывает нам автор книг и сериала? Если отбросить магию, драконов и прочие фэнтезийные атрибуты, мы увидим самый настоящий средневековый мир, причем во многом — в самых худших своих проявлениях. Со всей его нищетой и ограниченностью простых людей, произволом подчас безумных царьков-феодалов, истощающих землю и свои народы междоусобицами и, главное — с таким уровнем жестокости, который современным душегубам даже и не снился. Ну, разве что Инквизиции в мире Вестероса нет, поскольку до монотеизма там пока еще не добрались.
А раз речь идет о Средневековье в худших его проявлениях, то и жизнь у всех героев этого, казалось бы, далекого от нас фэнтезийного мира будет протекать соответственно земному Средневековью: мало кому из этих мужчин и женщин удастся прожить счастливую и долгую жизнь. Будет ли она увлекательной? Вполне может быть. Но долгой и свободной от нечеловеческих страданий их жизнь не будет никогда.
Подтверждением этому служит тот факт, что значительная часть героев сериала умирают не своей — насильственной и довольно мучительной — смертью, и подчас в довольно молодом возрасте.
Имена
У лингвистов и специалистов по антропонимике, если верить экспертам, которых привлекли «Известия», «нет объективных доказательств того, что имя может повлиять на человеческую судьбу». Охотно верю: откуда у лингвистов такая информация? Но, если спросить об этом людей, которые профессионально занимаются этими вопросами — семейных психотерапевтов — то такой информации будет больше чем достаточно.
Так, в семейной психологии уже давно известно явление, которое подтвердит любой опытный психотерапевт: если ребенка называют не «просто так», а в честь кого-то, то такой ребенок в последующем вынужден жить не только и не столько «за себя», но словно ещё и «за того человека», именем которого его назвали.
При этом он, даже не осознавая этого, становится несвободным во многих своих жизненных выборах и решениях, бессознательно вынужденный соответствовать «светлому образу» того человека, в честь которого его назвали, или же, наоборот — нести не свою — и тяжелую! — ношу в виде чувства вины или стыда, которые вообще к нему не относятся.
Еще хорошо, если ребенка называют в честь какого-то яркого родственника, например деда, который, скажем, много сделал для семьи, для страны, для науки или просто был очень хорошим и светлым человеком. А если малыша называют в честь его умершего брата, который погиб нерожденным или во младенчестве? Как вы думаете, ждет ли такого ребенка долгая и счастливая жизнь?
Как правило, все эти люди становятся постоянными клиентами психологов и психотерапевтов, поскольку за счет многочисленных ожиданий, возлагаемых на них надежд и психологического давления со стороны семьи (явного или неосознаваемого), они имеют множество психологических проблем: им сложно жить по-настоящему своей жизнью. Такие дети словно обречены воплощать в жизнь мечты и ожидания своих родственников, далеких предков, учителей — кого угодно, только не свои собственные. Хотели бы вы оказаться на их месте?
Арья, Теон и Дейнерис
Теперь давайте снова вернемся к «Игре престолов». Что с психологической точки зрения делают люди, которые называют своих детей именами из этого сериала? Они дают имя своему ребенку из выдуманного мира, в котором мало кто доживает до старости и не умирает своей смертью; мира, где жестокость настолько обезображивает психику людей, что некоторых из них людьми назвать можно очень условно; жестокого фэнтезийного мира, который подчас превращает людей в психопатов, садистов или животных.
Но это — общие заметки. А теперь давайте внимательно посмотрим с психологической точки зрения на судьбы трех героев сериала.
Арья
Человек, который назвал свою новорожденную дочь Арьей, остановился, как кажется, на очень ярком и притягательном женском образе «Игры престолов»: это храбрая девочка, который не теряет присутствия духа и борется с врагами, защищая честь своей семьи.
Но давайте посмотрим на то, что происходит с этой героиней на психологическом уровне. Арья — девочка, у которой по несправедливому обвинению казнили ее отца (причем эта казнь происходила у нее на глазах, но даже кричать и плакать она не могла, чтобы не выдать себя — первая её психическая травма). Затем убивают её мать, разлучают с сестрой…
С этого момента у Арьи уже никогда не будет детства: оно навсегда закончилось для нее со смертью старого короля. Всех, кого эта девочка любила, с ней разлучают или убивают.
Собственно, перспектива стать женщиной в полном смысле этого слова у Арьи тоже весьма туманна: значительную часть повествования она выдает себя за мальчика и использует исключительно мужские модели поведения.
Но самое главное, конечно, не в этом: череда глубочайших травм настолько ожесточила и обезобразила психику этого, в общем-то, ребенка, что Арья уже неспособна думать ни о чем другом в своей жизни, кроме как о мести всем тем людям, которые убивали членов ее семьи. Каждую ночь перед сном она, словно молитву, повторяет имена всех этих людей, чтобы не забыть ни одного из них, а потом придти и убить.
А теперь просто сравните это имя с именем Екатерина, Ольга или Наталья…
Дейнерис (Кхалисси)
Следующее по популярности имя, которым называют девочек в честь «Игры престолов» — Дейнерис (или Кхалисси, хотя на самом деле это не имя, а титул). Это, без сомнения, одна из наиболее ярких и красивых героинь сериала, при этом обладающая особыми способностями — иммунитетом к огню и умением повелевать драконами.
Дейнерис по сравнению с Арьей вроде как выглядит психически поздоровее, но: была насильно выдана замуж; впоследствии полюбила своего мужа и не возражала против того, чтобы тот на ее же глазах особо мучительным образом умертвил ее родного брата; после этого потеряла как этого мужа, так и их нерожденного ребенка.
Экранного времени в первых четырех эпизодах у Дейнерис-Кхалисси было немного, но нет сомнений в том, что она себя еще проявит. И, зная Джорджа Мартина, можно не сомневаться: коварства, страшных смертей, предательств и жестоких убийств на ее счету будет еще немало.
Особая ирония заключается в том, что десятки и сотни родителей по всему миру уже назвали своих дочерей в честь Матери Драконов, но как эта женщина непростой судьбы еще проявит себя, знает только три человека на планете…
Шэрон? Анна? Джоан? Нет, Дейнерис!
Теон
Ну, и напоследок — герой сериала, имя которого уже носит некий новорожденный россиянин где-то на Урале — Теон Грейджой.
Может, хоть ему как-то в жизни повезло? Давайте разбираться. Теон — мальчик, которого в раннем детстве силой забрали из родного дома и воспитывали вместе с чужими детьми (Старки), клан которых убивал его, Теона, непокорных родственников.
Обладая, видимо, неплохой половой конституцией, но при этом будучи неважным воином, Теон самовыражался в сериале в основном в сексуальной сфере, развлекаясь с женщинами легкого поведения.
Похоже, это была его единственная возможность хоть как-то проявить себя, как ему казалось, в качестве настоящего мужчины. Поэтому, когда его схватили и в процессе пыток отрезали его мужское достоинство, травма оказалась настолько катастрофичной, что психика молодого мужчины оказалась окончательно сломлена. С этого момента он больше не Теон Грейджой, а Вонючка.
Вслед за этой травмой у Теона компенсаторно развился так называемый «стокгольмский синдром» — особая психическая защита, в результате которой человек начинает считать своих мучителей «хорошими», а всех остальных, в том числе людей, старающихся спасти его — «плохими». Выраженность этого стокгольмского синдрома у Теона оказалась настолько сильной, что когда к нему, наконец, пришел на выручку отряд его отца, он отказался вылезать из своей клетки и идти домой: теперь он — Вонючка, и его место — здесь!
— Так, к доске пойдет Вонючка!
— Вообще-то я — Теон!
(недавно появившаяся в интернете шутка-мем по поводу того, что кого-то в России назвали этим именем)
Вот такая вот история у хозяина этого имени. Получается, что «до пятого сезона дожил — и уже хорошо»… а может, и плохо. Кто знает.
Подведем итоги
Арья, Дейнерис и Теон… А ведь есть и другие герои и имена — Эддард, Санса, Тайвин, Джоффри, Тирион… Возможно, после этого небольшого разбора такие необычные имена увидятся будущим родителям немного в другом свете?
Иногда, слушая пациента, я ловлю себя на мысли, что его родственники, родители, близкие, казалось, сделали все, чтобы он не смог жить так, как хочет — наполненной и счастливой жизнью. Как правило, нужно отдать им должное, эти люди поступали так не со зла, не специально, а просто не задумываясь о каких-то важных вещах.
О таких, как то, что по-настоящему важно для самого ребенка.
О том, чего хочет именно он, а не они как его родители.
О том, какое у него будет имя, и как ему будет потом с этим именем жить…