Найти в Дзене
Библиомания

"Сказка о золотом петушке": Шамаханская царица Натали

Болдинская осень 1834 г была самой скудной и принесла только один плод: "Сказку о золотом петушке".

Вроде бы невинное произведение, однако бдительная цензура вырезает фразу «Царствуй, лежа на боку» и концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Учитывая, что пушкинские рукописи предварительно просматривал сам император, из этого можно сделать нехитрый вывод: не исключено, что какой-то намек на реальные события в ней присутствует.

Пушкинист Георгий Чулков выдвигает свою интересную версию: герои произведения – это маски, за которыми прячутся следующие персонажи: мудрец – это Пушкин, Шамаханская царица – Наталья Гончарова, ну и царь ... просто царь.

Это не нужно понимать так уж буквально: разумеется, поэт не был «звездочетом и скопцом». Не был он и стариком.

Однако обратите внимание: Пушкин в ту пору уже не воспринимает себя молодым. Помните его знаменитую фразу про то, что царь «упек меня в камер-пажи под старость лет»?

В фильме «Место встречи изменить нельзя» Шарапов диктует эти слова Фоксу, причем «под старость лет» пропускает : естественно, зрители этого не поймут, еще, чего доброго, от сюжета отвлекутся...

В 1833 году, за год до «Петушка», царь как раз и "упек" поэта в камер-юнкеры. Для чего, ведь эта должность для 18-летних юношей?.. Зато для супруги Пушкина это был заветный билет на балы в Аничковом дворце. И возможность видеться с императором...

Вот что пишет об этом современник Пушкина журналист Иваницкий: «Жена Пушкина была при дворе, так думают, что не было ли у ней связи с царем. Из этого понятно будет, почему Пушкин искал смерти и бросался на всякого встречного-поперечного».

Так что сюжет о том, что царь отнимает у мудреца красавицу, вполне может иметь под собой личные основания.

Если принять данную точку зрения, то строки из «Петушка» выглядят как пророчество о скорой гибели:

Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

Гончарова, причиняя Пушкину страдания, и в самом деле не производит впечатление девицы, «боящейся греха». Так что случайно ли, намеренно ли, но все совпало.

Вот, кстати, ее портрет работы Гау в тюрбане по восточной моде. Ну чем не Шамаханская царица?

-2

Сказки
3041 интересуется