В своих статьях я часто упоминал про архитектурный стиль Бологое-Полоцкой железной дороги. И в этой статье я про него расскажу.
В начале ХХ века передел мира был уже не избежание. По требованию Франции(союзнице Российской империи по Антанте) и при финансовом участии Российская империя должна была построить несколько стратегически важных железных дорог.Одной из таких дорог была Бологое-Полоцкая.
Финансовую помощь французы оказали, и дорога была построена. Стоимость строительства составляла 53 миллиона рублей, по тем временам неподъемная для русской казны сумма. Несмотря, на то что дорога проходила по глухим и необжитым местам, строения монументальные, поражающие своей грандиозностью, в которых улавливается элемент готики и барокко,кирпичного западноевропейского монументализма. Деревянные постройки по своему стилю сугубо русские,"усадебного" стиля с элементами модерна. Архитекторами дороги были С.Воловский и В.Мышак.
А теперь перейдём к сохранившихся на данный момент постройкам.
Вокзалы станций III класса. На станциях lll класса строились каменные вокзалы. На данный момент в первом данном виде сохранилось два таких вокзала: на станции Бологое-Полоцкое и на станции Невель-1.
Такие же вокзалы располагалось на станциях Осташков и Торопец, однако после Великой Отечественной войны они были реконструированны под господствовавший тогда стиль сталинских модерн.
На станциях lV класса строились деревянные вокзалы. Такие вокзалы сохранились на станциях Куженкино(полностью сохранился), Баталино(полностью сохранился),Чёрный Дор(сохранился,но в крайне плохом состоянии), на остановочном пункте(бывшей станции)Скворцово(сохранился не полностью,без башенки над входом),Новохованск(сохранился не полностью, без башенки над входом), Клястица (сохранился, но в крайне плохом состоянии).
Чертежи вокзалов станций lV класса.
Также по проекту предусматривалось строительство на станциях водонапорных башень, такие сейчас сохранились на станции Куженкино, остановочном пункте(бывшей станции) Горовастица, остановочном пункте Скворцово.
Жилые помещения: жилой фонд дороги был представлен тремя видами строений,все жилые помещения строились для сотрудников дороги.
Первый вид: казарма.
Второй вид: полуказарма.
Третий вид: Сторожевой дом (путевая сторожка).
Малые архитектурный формы: даже туалеты на Бологое-Полоцкой строились по проектам и заслуживают внимания. Так на станциях lll класса строились каменные туалеты, а на станциях lV класса деревянные.
На этом я бы хотел закончить свой рассказ, в подготовке статьи я использовал книгу "Бологое-Полоцкая железная дорога" изданную ВОЛЖД.