Найти тему
Андрей Мирошниченко

Архитектурный стиль Бологое-Полоцкой железной дороги.

В своих статьях я часто упоминал про архитектурный стиль Бологое-Полоцкой железной дороги. И в этой статье я про него расскажу.

В начале ХХ века передел мира был уже не избежание. По требованию Франции(союзнице Российской империи по Антанте) и при финансовом участии Российская империя должна была построить несколько стратегически важных железных дорог.Одной из таких дорог была Бологое-Полоцкая.

Финансовую помощь французы оказали, и дорога была построена. Стоимость строительства составляла 53 миллиона рублей, по тем временам неподъемная для русской казны сумма. Несмотря, на то что дорога проходила по глухим и необжитым местам, строения монументальные, поражающие своей грандиозностью, в которых улавливается элемент готики и барокко,кирпичного западноевропейского монументализма. Деревянные постройки по своему стилю сугубо русские,"усадебного" стиля с элементами модерна. Архитекторами дороги были С.Воловский и В.Мышак.

А теперь перейдём к сохранившихся на данный момент постройкам.

Вокзалы станций III класса. На станциях lll класса строились каменные вокзалы. На данный момент в первом данном виде сохранилось два таких вокзала: на станции Бологое-Полоцкое и на станции Невель-1.

Вокзал  станции Бологое-Полоцкое.
Вокзал станции Бологое-Полоцкое.

Такие же вокзалы располагалось на станциях Осташков и Торопец, однако после Великой Отечественной войны они были реконструированны под господствовавший тогда стиль сталинских модерн.

Вокзал станции Осташков.
Вокзал станции Осташков.
Вокзал станции Торопец.
Вокзал станции Торопец.

На станциях lV класса строились деревянные вокзалы. Такие вокзалы сохранились на станциях Куженкино(полностью сохранился), Баталино(полностью сохранился),Чёрный Дор(сохранился,но в крайне плохом состоянии), на остановочном пункте(бывшей станции)Скворцово(сохранился не полностью,без башенки над входом),Новохованск(сохранился не полностью, без башенки над входом), Клястица (сохранился, но в крайне плохом состоянии).

Вокзал станции Куженкино.
Вокзал станции Куженкино.
Вокзал станции Баталино.
Вокзал станции Баталино.
Вокзал на остановочном пункте(бывшей станции) Чёрный Дор.
Вокзал на остановочном пункте(бывшей станции) Чёрный Дор.
Вокзал на остановочном пункте Скворцово.
Вокзал на остановочном пункте Скворцово.

Чертежи вокзалов станций lV класса.

-8
-9
-10

Также по проекту предусматривалось строительство на станциях водонапорных башень, такие сейчас сохранились на станции Куженкино, остановочном пункте(бывшей станции) Горовастица, остановочном пункте Скворцово.

-11
Водонапорная башня на бывшей станции Горовастица.
Водонапорная башня на бывшей станции Горовастица.

Жилые помещения: жилой фонд дороги был представлен тремя видами строений,все жилые помещения строились для сотрудников дороги.

Первый вид: казарма.

-13
Казарма в нечётной горловине станции Куженкино.
Казарма в нечётной горловине станции Куженкино.
Казарма на станции Куженкино.
Казарма на станции Куженкино.

Второй вид: полуказарма.

-16
Полуказарма на бывшем разъезде Шлина.
Полуказарма на бывшем разъезде Шлина.

Третий вид: Сторожевой дом (путевая сторожка).

-18
Полуразрушенный сторожевой дом в чётной горловине станции Куженкино.
Полуразрушенный сторожевой дом в чётной горловине станции Куженкино.
Два сторожевых дома, вблизится остановочного пункта Скворцово.
Два сторожевых дома, вблизится остановочного пункта Скворцово.

Малые архитектурный формы: даже туалеты на Бологое-Полоцкой строились по проектам и заслуживают внимания. Так на станциях lll класса строились каменные туалеты, а на станциях lV класса деревянные.

Керосиновый погреб на станции Куженкино.
Керосиновый погреб на станции Куженкино.
Туалет на станции Куженкино.
Туалет на станции Куженкино.
Туалет на станции Баталино.
Туалет на станции Баталино.
Туалет на станции Осташков.
Туалет на станции Осташков.
Сарай на станции Куженкино.
Сарай на станции Куженкино.
Сарай на станции Баталино.
Сарай на станции Баталино.

На этом я бы хотел закончить свой рассказ, в подготовке статьи я использовал книгу "Бологое-Полоцкая железная дорога" изданную ВОЛЖД.

Полоцк
910 интересуются