Найти в Дзене

Техника командного радара: как быстро определить общий настрой команды

Оглавление

Составление командного радара на ретроспективе помогает сохранить баланс между личностными и командными метриками. Радар — один из лучших способов определить, что требует особого внимания.

Что требуется:

  • альбомный лист для каждого участника,
  • ватман или флипчарт для общих результатов,
  • маркеры, ручки,
  • заранее подготовленные метрики для оценки.

Темы командного радара могут меняться. Это может быть отношение к Scrum, соблюдение scrum-ценностей, ситуация с заказчиками, межличностное общение, технические аспекты и прочее, что важно обсудить внутри команды. Если приём проводится между несколькими командами, можно назвать его «ретроспективный радар» или как-то ещё.

Например, командный радар на тему культуры и отношений внутри команды может выглядеть так:

-2

По количеству метрик внутри темы рисуются лучи радара. Другой вариант — разные обширные темы на лучах радара. Выбирать более узкий или более широкий вариант — зависит от целей ретроспективы.

Рекомендованное количество лучей — от 5 до 8.

На каждый луч проставляются отметки от 1 до 10.

Заготовка радара переносится на один большой лист и на листы А4, по количеству участников.

Проведение

  • Соберитесь на ретроспективу и решите все организационные вопросы.
  • Озвучьте цель встречи.
  • Расскажите команде о технике командного радара и объясните цель проведения. Например, «Мы составим командный радар, чтобы сравнить наше индивидуальное видение и составить общекомандное. Так мы увидим наши слабые стороны и решим, над чем будем работать дальше».
  • Кратко объясните команде темы, которые находятся на концах лучей. Обсудите, если это требуется. Если работаете над абстрактными понятиями, например, «счастье» или «креативность», определите вместе с командой, как и в чём это выражается.
  • Каждый член команды берёт свой лист А4 и самостоятельно расставляет оценки в течение 10 минут. В это время лучше избегать обсуждений.
  • Когда все оценки проставлены, попросите людей соединить точки линиями. Каждый создает свой радар. Получится что-то подобное:
  • Каждый из команды подходит к большому радару и перерисовывает свой радар. Если возможно, дайте каждому маркер разного цвета, чтобы увидеть персональные линии.
  • Начните обсуждение получившихся результатов.
-3

Обсуждение ведётся от общего к частному. Начните с общих впечатлений: было ли трудно дать оценку, что вас удивило, какие результаты были очевидны?

Затем идите по каждой теме: что мы видим и что нам это говорит. Если участники хотят уточнить или изменить свою оценку, не препятствуйте этому.

  • После обсуждения выберите две оси, которые требуют немедленной работы. Если проблемные зоны не очевидны, проведите голосование.
  • Обсудите, что сделать для улучшения положения. Избегайте неопределённых обещаний, в результате у вас должно получиться несколько конкретных задач или действий. Начинайте с малого, более строгие обязательства можно принять уже на следующей ретроспективе.
  • Запишите обещания и повесьте их рядом с радаром. Плакат с ним нужно сохранить до следующей ретроспективы — если радар рисовали на флипчарте, не забудьте его сфотографировать. За исполнение обещаний назначается ответственный. Чаще всего это scrum-мастер, но в технических или бизнес-вопросах ответственность могут взять другие члены команды.
  • В конце ретроспективы соберите мнения: как команда относится к этому формату? Показался ли он полезным? Появились ли новые идеи?

Приём построения радара хорош своей универсальностью. Таким образом можно опрашивать разные группы и разбирать разные темы: от культуры компании до перспектив бизнеса.

Если у вас есть советы по проведению, дайте знать в комментариях!