Найти в Дзене

Военный флот имперского Рима – лучший в Античности?

По идее в Римской империи достижения во всех сферах достигли вершины развития, коснулось это и военно-морского флота. Но произошло это не в сторону увеличения размеров кораблей или флотов, а за счет технологий и улучшения технических характеристик судов.

В сентябре 31 года до н.э. у мыса Акций произошло последнее крупное морское сражение древности. Здесь сошлись флоты Октавиана Августа и Марка Антония, в общей сложности в битве участвовало около 500 кораблей. У Антония были в основном квинквиремы и квадриремы, большие древние крейсеры. Как утверждает Вегеций, они имели пять и четыре ряда весел соответственно. Но Вегеций, скорее, военный теоретик и писал на основании более ранних военных трактатов.

Ну вроде сражение у мыса Акций, как средневековые его представляли
Ну вроде сражение у мыса Акций, как средневековые его представляли

Сегодня принято считать, что более трех рядов весел быть не могло, а число в названии означает количество гребцов на весло в вертикальном ряду: квинквирема – 2+2+1, квадрирема – 2+1+1. Вопрос остается спорным.

Реконструкция квинквиремы -- гребцов 2+2+1
Реконструкция квинквиремы -- гребцов 2+2+1

Да, так вот, а флот Августа состоял преимущественно из бирем (двухрядок) и либурн, быстрых и маневренных. И как раз вот эти небольшие корабли показали свою крайне высокую эффективность по сравнению с неповоротливыми «дредноутами» Антония. Он потерпел тяжелое поражение, стоившее ему власти и жизни.

Да, мощные корабли могли "пройти" противника насквозь. Если попадали
Да, мощные корабли могли "пройти" противника насквозь. Если попадали

После победы Август начинает строить свой Pax Romana, и к началу нашей эры в Средиземноморье у Рима уже не было серьезных соперников. Необходимость в огромных линкорах отпала, текущие задачи – борьба с пиратами, переброска войск, эскорт транспортников – успешно решали либурны.

Римляне перестали строить большие военные корабли, но строили огромные торговые и, так сказать, «представительского» класса. «Купцы» привозили в Рим сотни тонн зерна и стройматериалы – мрамор и известняк.

Корабли Калигулы на дне осушенного озера Неми
Корабли Калигулы на дне осушенного озера Неми

А что такое римские лайнеры «для престижа», наглядно показали корабли Калигулы, поднятые со дна озера Неми в 30-е годы прошлого века. Длиной 70 метров и шириной в 20, они представляли собой то ли плавучие храмы, то ли загородное «место отдыха» императора. Во всяком случае, обнаруженные там технические «фишки» в корне перевернули представления о способностях древних инженеров. Среди удивительных находок – поворотные платформы, система отопления, водопровод с горячей и холодной водой и кранами, мало отличающимися от современных.

Реконструкция корабля Калигулы
Реконструкция корабля Калигулы

Флот Римской империи действительно был лучшим, и при необходимости римляне легко соорудили бы громадные «плавучие крепости».