Несколько лет назад в ноябре мы отправились в Японию ловить золотую осень — там она только начиналась. За время путешествия встретили удивительных людей, для которых природа и личное пространство стали культом, и посмотрели инопланетные мегаполисы, которые ушли от нас далеко в будушее.
В Японии есть удобная система высокоскоростных поездов, которые называются «синкансэны», или «поезда-пули». Если покупать билет на синкансэн прямо на станции в Японии, он может стоить дороже, чем билет на самолёт. Лучше заранее в онлайне купить JrPass — это такой абонемент с ограниченным сроком действия и безлимитом на поездки. Ещё он действует на некоторый общественный транспорт в Токио. Синкансэны очень классные. Можно купить на вокзале онигири (японское блюдо из риса с разными начинками) и других вкусных штук и за несколько часов умчаться в другой конец страны.
В Токио куча такси, потому что со своей машиной слишком много проблем. Это и цены, и обязательная покупка парковочного места. Поэтому большинство водителей ездят на крохотных малолитражках. А почти все таксисты ездят на Toyota Crown. Её до сих пор делают в винтажном кузове, пассажирские двери водитель открывает дистанционно с помощью кнопки. Вызывать такси совсем необязательно, они легко ловятся с руки.
Однажды нам удалось залезть на крышу. С одной стороны, руфинг здесь запрещён. С другой стороны, у каждого здания есть открытые эвакуационные лестницы, по которым легко залезть куда угодно.
На рыбном рынке в Токио — хаос из погрузчиков, даже регулировщики есть. Сочнее всего здесь рано утром, когда начинается завоз рыбы и приходят на закупки владельцы ресторанов. Есть даже аукцион тунца, но чтобы на него попасть, надо записаться заранее. Туристов на рынок пускают не раньше обеда, нас охранники несколько раз просили уйти. Но можно забить и всё равно прогуляться рано утром. Даже так: это нужно сделать обязательно. А ещё вокруг рынка много суши-баров со свежайшей рыбой.
В районе Гинза находится чуть ли не самая дорогая недвижимость в мире. По сути, это огромная красивая улица с кучей бутиков. Шоппинг в Японии — вообще отдельная история: чего только стоит 12-этажный Uniqlo.
Киото — это историческая столица Японии с невероятной концентрацией храмов. Тротуаров здесь нет, как и по всей стране. Провода так же торчат наружу из-за высокой сейсмоопасности. Если будет землетрясение и они оборвутся, всё заменят очень быстро.
Киёмидзу-дэра — это храм, название которого в переводе означает «храм чистой воды». Народу здесь столько, что поток людей виден даже на фотографиях с выдержкой в 30 секунд.
Фусими Инари Тайся — святилище из тысячи алых ритуальных ворот «тории», которые складываются в длинные коридоры. Для туристов это отличный прогулочный маршрут на пять километров, а для японцев это храм богини риса и плодородия Инари, которая покровительствует бизнесу. Поэтому многие компании ставят тории к себе в офис.Если хотите увидеть пустынный бамбуковый лес, приходите на рассвете или раньше. Опоздаете на час — и вы в толпе китайских туристов.
Осака — крутой город. Такая смесь Нью-Йорка и азиатских городов, где очень много уличной жизни, стритфуда и других радостей. Жалко, что у нас было только полдня, мы были очень уставшие и невыспавшиеся. В отеле я заснул сидя на кровати.
Хаконэ — это район с горячими источниками недалеко от Токио и c видом на вулкан Фудзияма. Там можно смело потратить два дня: погулять, покататься на пароме по озеру, подняться в долину Овакудани, которая вся дымится белым вулканическим паром.
В целом, Япония — это другая планета. Здесь очень чисто, а у людей какое-то невероятное уважение к чужому личному пространству. Чего только стоят идеально ровные очереди к вагонам в метро.
Ещё японцы почти не говорят на английском, но так хотят помочь, что стараются звать на выручку кого-то англоговорящего. Пару раз попадали в смешные ситуации, когда тебя предпочитают не замечать, лишь бы не отказывать. Ты подходишь, здороваешься и чувствуешь себя призраком.
Города инопланетные и технологичные, карта токийского метро приводит в ужас, и вариант на английском есть далеко не везде. Преследует ощущение, что всё, чего у нас ещё нет, здесь было уже 30 лет назад и сейчас устаревает.
Несмотря на технологичность, вся Япония — очень про природу, про отношение к ней и про себя в ней. Чтобы это почувствовать, лучше всего сюда ехать золотой осенью или весной на цветение сакуры. Можно даже поискать специальные карты цветения вишни и распространения золотой листвы.