Найти тему
Минский Курьер

Легенда на пуантах

Оглавление
"Анастасия". Премьера балета.
"Анастасия". Премьера балета.

Сегодня в Большом театре премьера — балет «Анастасия».

-2

Узнать больше о героине

Эту историю мы знаем только пунктиром: Слуцк, XVI век, князь Семен Олелькович, набеги татар, эпидемии… Князь умирает. Вдова Анастасия Олелькович надевает доспехи и возглавляет защиту города от татар. Белорусская Жанна д’Арк. Амазонка. Ее красота и мужество покоряют князя Ми­хаи­ла Глинского. Сватовство. Отказ. Теперь уже войска разозленного Глинского штурмуют Слуцк…

Театр долго готовился к постановке, заказал либретто балета Анатолию Делендику, сценаристу кинофильма «Анастасия Слуцкая» (2003). И выставил условие: не копировать фильм.

-3

Увидеть, чем «Анастасия» отличается от «Витовта»

Спектакль «Анастасия» — вторая совместная работа композитора Вячеслава Кузнецова и хореографа-постановщика Юрия Трояна. Предыдущей был балет «Витовт», который появился в репертуаре 5 лет назад и удостоен Национальной театральной премии. «Витовт» и «Анастасия» — дилогия, посвященная белорусам эпохи ВКЛ. Всецело отечественный культурный продукт. В дилогии, как в зеркале, отразились и драматическая судьба нашего Отечества, и волшебство народной мифологии, и личные драмы героев.

-4

Насладиться танцем и музыкой

Юрий Троян поставил не конк­рет­ную историю, а легенду. И главное в ней — как меняется Анастасия: юная девушка, возлюбленная, жена, воительница, глава рода, города. Богатая гамма чувств проявляется в хореографических монологах и диалогах. Вячеслав Кузнецов обошелся без заимствований. Это полностью оригинальная композиторская работа, в которой есть мелодии, напоминающие белорусский фольклор и татарский мелос. С оркестром работал дирижер-постановщик Андрей Гала­нов.

-5

Понять, что такое стилизация

Чистой этнографии в спектакле нет — никаких васильков. Есть система образов, основанная на национальном искусстве. Художник-постановщик Александр Костюченко вписал в структуру декораций мерцающие лики с фресок полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Художник Екатерина Булгакова, взяв за основу костюмы золотого века белорусского средневековья, сделала по пять перемен нарядов у солистов, по три-четыре — у кордебалета. Белорусы — это не только сукно и лапти, но и кожа, мех, металл, парча, шелк…

Автор: Светлана ШИДЛОВСКАЯ