Представляю Вам Китовраса, в простонародье Полкан. Китоврас полу человек полу конь!
А проще говоря кентавр, именно им был принесён с земли Алатырь на Буян и установлен на острове Богов.
По преданиям Китоврас не умел юлить, он всегда ходил прямо и отвечал прямо, он не обманывали некогда и никого не предавал.
Я тоже долгое время считала Китовраса сказкой, пока однажды ( не помню как давно это было) не увидела передачу по телевизору. Передача была о Древнем Египте.
Показывали пирамиды и захоронения древних Фараонов. так вот в одной усыпальнице показывали картины в которых было показано всё что в жизни совершил этот фараон.
Одна же из картин была такая Сидит фараон на троне, а к нему связанных. вереницей ведут рабов. разных национальностей (одежды и причёски разные), далее ведут связанными слонов, львов, быков и птиц.
так вот между людьми, так же связанного ведут Китовраса - полу человека, полу коня. Причём его не вели отдельно, а вели в толпе рабов - одного из!
А предание есть.
Когда Соломон строил святое святых, тогда понадобилось ему посоветоваться с Китоврасом.
Донесли ему, где тот живет, сказали — в дальней пустыне.
Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем божиим. И послал первого из своих бояр со слугами и велел им везти с собой вино и мед и взять овечьи шкуры. Пришли к месту Китовраса, к трем колодцам его, но его там не было.
И по наказу Соломона влили в те колодцы вино и мед, а сверху затянули их овечьими шкурами.
В два колодца налили вино, а в третий мед; сами же, спрятавшись, смотрели исподтишка, не идет ли он пить воду к колодцам.
И вот он пришел, приник к воде, начал пить и сказал: «Всякий, вина выпив, мудрее не станет».
Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: «Ты — вино, веселящее людям сердце», — и выпил все три колодца. И захотел немного поспать, и разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же, подойдя, крепко сковал его по шее, по рукам и по ногам.
И проснувшись, он хотел рвануться, но боярин сказал ему: «Господин, Соломон имя господне с заклятием написал на веригах, которые теперь на тебе».
Он же, увидев их на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю.
Нрав же его был такой: не ходил он путем кривым, но — только прямо; и когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и рушили дома, ибо он не ходил в обход.
И подошли к дому вдовы, и выбежала вдова и закричала, умоляя Китовраса: «Господин, вдова я убогая. Не обижай меня!»
Он же изогнулся около угла, не сходя с пути, и сломал себе ребро.
И сказал: «Мягкий язык кости ломает». Когда вели его через торг, то, услышав, как один человек говорил: «Нет ли башмаков на семь лет?», Китоврас рассмеялся.
И увидев другого человека-ворожащего, засмеялся, а увидев свадьбу справляемую, заплакал.
Увидев же на дороге человека, блуждающего без дороги, он направил его на путь.
И привели его во двор царев. В первый день не повели его к Соломону, и спросил Китоврас: «Почему не зовет меня к себе царь?» Сказали ему: «Он вчера перепил».
Китоврас же взял камень и положил на другой камень. Соломону рассказали, что сделал Китоврас, и царь сказал: «Велит мне пить питье на питье».
И на другой день не позвал его к себе царь; и Китоврас спросил: «Почему не ведете меня к царю и почему я не вижу лица его?» И сказали: «Недомогает царь, оттого что вчера много ел». Китоврас же снял камень с камня.
На третий день сказали: «Зовет тебя царь». Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: «Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня». И сказал Соломон Китоврасу: «Не по прихоти своей привел тебя, но по повелению господню, чтобы спросить, как строить святое святых, так как не позволено мне тесать камни железом».
И сказал Китоврас: «Есть птица малая кокот по имени шамир. Детей же кокот оставляет в своем гнезде на горе каменной в пустыне дальней». Соломон же по указанию Китовраса послал своего боярина со своими слугами ко гнезду.
А Китоврас дал боярину белое стекло и наказал спрятаться у гнезда: «Когда вылетит кокот, замажь этим стеклом гнездо». Боярин пошел ко гнезду; а в гнезде — маленькие птенцы, кокот же улетел за кормом. Он заложил стеклом устье гнезда.
Немного подождал.
И прилетел кокот, захотел влезть в гнездо, птенцы пищат за стеклом, а он к ним не может добраться.
А люди спрятались.
Он же принес к гнезду то, что прятал где-то, и приложил к стеклу, пытаясь его рассадить.
Люди же крикнули, и птица выронила острие. И, взяв его, боярин принес к Соломону.
Потом спросил Соломон Китовраса: «Почему ты рассмеялся, когда человек спрашивал башмаки на семь лет?» — «Видел по нему, — отвечал Китоврас, — что не проживет и семи дней».
Царь послал проверить, и оказалось так.
И спросил Соломон: «Почему ты рассмеялся, когда человек ворожил?» Отвечал Китоврас: «Он рассказывал людям о тайном, а сам не знал, что под ним — клад с золотом».
Сказал Соломон: «Пойдите и проверьте».
Проверили — и оказалось так. И спросил царь: «Почему плакал, увидев свадьбу?»
И сказал Китоврас: «Опечалился, потому что жених тот не проживет и тридцати дней». Проверил царь — и оказалось так. И царь спросил: «Зачем пьяного человека вывел на дорогу?» Ответил Китоврас: «Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему послужить».
Пробыл Китоврас у Соломона до завершения святого святых.
Однажды Соломон сказал Китоврасу: «Теперь я убедился, что сила твоя — как и человеческая, и не больше твоя сила нашей силы, ибо поймал я тебя».
И ответил ему Китоврас: «Царь, если хочешь узнать мою силу, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки, тогда увидишь силу мою». Соломон снял с него железную цепь и дал ему перстень. А он проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники и разыскали Соломона.
По ночам Соломона всегда охватывал страх к Китоврасу. И царь соорудил ложе и повелел 60 сильным юношам кругом стоять с мечами. Потому и говорится в Писании: «Ложе Соломона, и охрана из 60 юношей храбрых из израильтян и из стран северных».
По Преданиям Китоврас добр, жалостлив, может напустить морок и предстать в другом облике, может (вернее мог) сжимать и разжимать время (вот это не совсем понятно) Морок напустить такой - стать большим большим (как кит))), или могли увидеть его в образе другого страшного животного.
Когда то он помогал людям строить великие храмы и закидывал великие глыбы, которые не могли поднять на своих плечах и тысяча человек. Великий Строитель и его ещё звали Великий Потрясатель.
Когда он кидал глыбы каменные на землю - земля тряслась от веса этих глыб.
Он как великий строитель обрабатывал камни гладко - как масло резал - у него был Резец (который многие хотели украсть) и тогда когда он ему был не нужен, Китоврас прятал его. то под великими горами - валунами (кои человеки поднять не в силах), то в гнёздах птиц.
По легендам Китоврас обучал бою и врачеванию древних воев, научил строить. По преданиям погиб Китоврас влюбившись в смертную женщину, которая вызнала как его можно пленить и убить, то здала его - продала его за золото какому то владыке.
Китовраса заперли и показывали как какую то зверушку, обессилив его заклятиями.
Когда он понял, что ему не когда не выбраться он сам призвал смерть.
На Руси у Китовраса кроме этого имени было ещё несколько имён Полкан, Василий, Буря Королевич
Есть одна особенность Китовраса - он некогда не лгал!
Всегда ходил прямо! По преданиям слеза Китовраса продлевала жизнь и возвращала молодость, исцеляла все недуги (только слеза должна быть его слезой радости). Может поэтому за ним и гонялись?
Мне очень понравилось стихотворение
СКАЗАНИЕ О СОЛОМОНЕ И КИТОВРАСЕ
Взяв первою женой дочь фараона,
Великий Соломон закончил тем вражду.
Во исполненье высшего закона,
Желая победить тот час нужду,
Библейский царь построить должен храм.
В нем станет на века ковчег завета,
Чтоб каждый смертный по своим делам.
Перед всевышним смог держать ответы.
Весть разнеслась по городам и весям,
Несет дары для храма всякий гость.
Сам Соломон сияет ликом, весел —
Строительство святыни началось.
Везут ливанский кедр, шлифуют камни,
И тьма ваятелей уменьем да числом.
Царю Израиля открылось предсказанье:
Ни стука молота, ни звяканья теслом.
В устройстве храма не бывать отныне.
А посему главнейший среди слуг
Отправлен в отдаленную пустыню.
Без упования на храбрость иль испуг,
Лишь хитростью, искусным убежденьем,
Кентавра грозного, чье имя — Китоврас,
Он должен привести строителям в ученье,
Чтобы последние исполнили наказ.
Вериги божьи, что прочнее сети,
Позволят Китовраса покорить,
Коли сковать его, а перед этим.
Хмельным и сладким сильно подпоить.
Пришли в пустыню, там вино и мед
В колодцы влили. Спрятались подале.
Был за терпенье награжден народ:
Пить захотел, кого уже все ждали.
От зноя летнего кентавр взалкал.
" Вкусив вина мудрей быть не обязан,
Лишь станешь весел."- только и сказал,
Смотри, уже веригами повязан.
Услышав весть, ликует Соломон,
Но Китоврас ведет себя упрямо:
Пускай он пьян, закован, полонен,
Качается, а ходит только прямо.
Все, что встречает на своем пути,
Легко сметает мускулистым телом,
А чтобы вправо, влево обойти,
Того не может, иль не хочет делать.
Так двигаясь бесхитростно и просто,
Вот-вот пройдет сквозь бедное жилище.
Вдова взывает: " Муж мой на погосте.
Не рушь мой дом, не делай меня нищей."
Мольбе сей внемля, угол огибая,
Сломал кентавр ребро себе на злость.
Лишь молвил сокрушаясь и вздыхая:
«Язык твой мягок, да ломает кость.”
Не миновав базарной шумной давки.
Два раза он смеялся, раз грустил:
Во-первых, с покупателя у лавки,
Что обувь на семь лет найти решил.
Смеялся и с того, кто — предсказатель.
Увидев свадьбу сильно загрустил…
Дошел до Соломоновых палатей —
Итог его опасного пути.
О встрече ждут решенья Соломона.
Уж солнце село, царь все не зовет:
Веселый пир бурлит внизу у трона,
Течет рекой вино и бражный мед.
Узнав, что Соломон гуляет пышно,
Кладет на камень камень Китоврас.
Вещает царь, чтоб слугам было слышно:
»На выпитое пить он дал указ.".
Проходит день, второй. На третий вечер
Снимает Китоврас обратно камень,
А Соломон зовет к себе на встречу,
Подробней расспросить того о храме.
Увидев пред собой царя земного,
В четыре локтя прут кладет у ног,
С вопросом: " Это край тебе дан богом,
Зачем меня сюда ты приволок?"-
«Пленил тебя не на свою потребу,
Живя надеждой, что расскажешь нам,
Как без тесла, коль так угодно небу,
Нам возвести Ерусалимский храм.»-
«Гнездо в горах за облаками тает,
Живет там кокот с именем Шамир.
Вот эта птица все о чуде знает,
Да будет ей и Соломону мир.
Отправь отряд к владениям сей птицы,
Пусть повезет вам в поисках крыла,
И чтоб домой с добычей возвратиться —
Вот купол из белесого стекла.
Как вылетит Шамир птенцам за пищей,
Скорей стеклом накройте то гнездо,
Вернется птица, сядет, да не сыщет
Кому добыла хлебное зерно.
Вновь улетит, но будет возвращаться
Неся в зажатой лапе острие,
Стекло разрежет, чтобы добираться
До тех, кого нет ближе у нее.
Кричите громко, кокота пугайте,
Пусть бросит острие из лап на дол,
Бегите, что упало подбирайте,
Спешите делом радовать престол.»
Так инструмент доставили на место,
И нет преград строителям отныне;
Благодаря стараниям совместным
Стоит ковчег и строится святыня.
Прошла пора. Просил царь Китовраса
Не понятое ране объяснить:
«Зачем того ты одарил гримасой,
Кто обувь думал добрую купить?»-
«Искал ее на дальнюю дорогу,
Ему осталось жить всего семь дней.»-
«А что, смешного в том, что на подмогу
Идет сказитель судеб — ворожей?»-
«Гадая людям о судьбе и тайном,
Того не знал — под ним закопан клад.»-
И посылал царь слово сверить с явным;
Все подтвердил вернувшихся доклад.
«Зачем грустил ты, свадьбу наблюдая?»-
«Знал, тридцать дней от пира не пройдет,
Как мужа потеряет молодая,
Ведь он умрет и на небо уйдет.»
Царь посылал узнать о похоронах,
Все как сказал, случилося и там…
Так пробыл пленник в доме Соломона,
Все время, что достраивался храм.
Однажды царь хвалился: «Китоврас,
Людская сила твоей силы боле!
Порою страха нагонял на нас,
Но ведь не мы, а ты сейчас в неволе.»-
«Коль силу ты мою проверить хочешь,»-
Смеется Китоврас царю в лицо.-
«Сними оковы, жмут, что нету мочи,
Отдай свое заветное кольцо.»
Все как просил, исполнено слугою:
Сняты вериги — хочешь убегай.
Кольцо кентавр глотает и рукою
Царя бросает за последний край...
Приходит время расставанья.
Что Китоврас и Соломон?
Один сбежал на расстоянье,
Плен забывая, словно сон.
Второй, судьбой заброшен в дали,
Все ж найден книжником-слугой.
С тех пор надежно охраняли
Его державнейший покой.
Прошли века, но всяк заметен
Среди народов и племен,
Кто мыслями богат, кто беден,
Кто Китоврас, кто Соломон.
Июль 2012
Ген Жэстачайший
Да кольцо Соломон получил тоже от Китовраса, тот его дал ему на время, чтобы тот стал мудрым и мог понимать не только языки всех людей (народов которые стекались в его город) но и животных, а потом Соломон не захотел вернуть кольца хозяину.
Считается что Китоврас родился от Вия (Ныя) и Яги (Буря Яги)
Поэтому иногда в преданиях Китоврас упоминается как Буря - Богатырь.
Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона.
Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона.
Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни ( Да сжимал и разжимал время - поворачивал время вспять. )
Асклепий стал любимейшим из двуногих учеников Хирона и самым близким к нему по взглядам и устремлениям.
Остаётся лишь пожалеть, что Асклепий, как и Хирон ничего не писал, и мы можем судить о его учении лишь по отдаленному эху в трудах Гиппократа и прочих великих античных врачей.
Но, думаю, что основные заповеди Гиппократа несомненно восходят к Асклепию – а значит, и к самому Хирону, хотя дошли до нас в крайне искажённом виде.