Найти тему
Geek Culture

По ту сторону от Red Dead Redemption

Оглавление

26 октября на PS4 и Xbox One состоялся релиз Red Dead Redemption 2. Судя по имеющейся информации, Rockstar Games готовит для нас с вами нечто поистине монументальное. В съёмках mocap-анимаций участвовали более тысячи актёров, сценарий содержит около пятисот тысяч строк диалогов, а сама игра даже не уместилась на один Blu-Ray. Уже сейчас, не дожидаясь старта продаж, проект можно смело назвать главным вестерном в истории игровой индустрии. И не только потому, что мы свято верим в мастерство авторов GTA (а мы верим), но и в связи с тем, что заметных игр в сеттинге Дикого Запада, увы, ничтожно мало. В преддверии выхода RDR2, мы решили вспомнить несколько удачных примеров переложения популярного приключенческого поджанра в интерактивный формат.

Wild Gunman (1984)

Экскурс в игровую историю начнём с вышедшего в 1984 году на Nintendo Famicom вестерна Wild Gunman. Известность на постсоветском пространстве он получил, благодаря регулярному появлению на сборниках для консоли Dendy. И пускай в остальном мире тир от Nintendo не достиг большого успеха, российским геймерам возможность взаимодействия с игровым миром посредством светового пистолета была в новинку.

Сюжет в Wild Gunman отсутствовал, а режимы игры, по сути, были вариациями дуэлей с виртуальными противниками. После команды Fire! игроку давался короткий промежуток времени для совершения выстрела. Цель — опередить оппонента. Не успели или пустили пулю мимо экрана — ждите беды, ведь компьютерный соперник в ответ не промахивался. С каждым новым раундом цифры на таймере уменьшались. Меткость особо важным параметром не была: для победы достаточно просто направить пистолет в сторону враждебно настроенного ковбоя и быстро нажать на курок. Мы, конечно, в детстве этого не знали и старались, как Клинт Иствуд, стрелять наверняка.

Кстати, небезызвестный Роберт Земекис увековечил игру во второй части трилогии «Назад в будущее». Мастерство скоростной стрельбы на аркадном автомате с Wild Gunman в одной из сцен фильма наглядно продемонстрировал Марти МакФлай.

Sunset Riders (1991)

-2

Вторая игра о Диком Западе, неминуемо всплывающая в памяти геймеров, которые застали девяностые — Sunset Riders. Динамичный представитель жанра Run and Gun был разработан Konami еще в 1991 году. Проект предназначался для игровых автоматов, но в наших широтах известен благодаря версии для Sega Mega Drive.

Геймплейно «Всадники заката» ощутимо уступали таким собратьям по жанру, как Contra: Hard Corps и Gunstar Heroes, но сеттинга вестерна было вполне достаточно для привлечения к проекту внимания. Салуны, скачки на лошадях, перестрелки на поездах и ожидающие в мотелях красотки — в аутентичности Sunset Riders не откажешь.

Главные герои игры — охотники за головами, наша цель — поимка особо опасных преступников за вознаграждение. Количество этапов, режимов прохождения и разновидность противников менялись от платформы к платформе. Так, при переезде на Mega Drive ковбойский экшн потерял половину уровней, но взамен получил режим противостояния для двух игроков. Издание для SNES, в свою очередь, было более политкорректно: из версии убрали врагов-индейцев и преступниц женского пола. Что неудивительно, лучшим вариантом для ознакомления с Sunset Riders был и остаётся аркадный оригинал.

The Outlaws (1997)

-3

Середину девяностых игровая индустрия провела под знамёнами шутеров от первого лица. Следуя примеру id Software и 3D Realms, свои силы в создании боевиков с видом из глаз решила попробовать и компания LucasArts. После пробы пера в виде Star Wars: Dark Forces, именитые создатели квестов взялись за разработку полностью оригинальной игры в антураже Дикого Запада. Новый проект получил название Outlaws и был выпущен в 1997 году.

От мрачных и брутальных экшенов того времени боевик LucasArts отличался визуальной стилистикой в духе рисованных квестов студии. Продолжительные сюжетные ролики моментально вызывали ассоциации с Full Throttle и удивляли неподготовленного игрока уже своим наличием, ведь уделять в шутерах столько внимания истории тогда было не принято.

Разработчики использовали антураж вестернов на полную катушку: на месте и перестрелки среди салунов и мотелей, и обязательный этап с поездом, а уровни сложности обозначены не иначе как «хороший», «плохой» и «злой».

С технологической точки зрения, Outlaws сильно уступал конкурентам — в игре всё ещё активно использовались двухмерные спрайты. Отчасти это компенсировало мультипликационное исполнение, но на полном серьёзе конкурировать с прорывным Quake 2 игра уже не могла.

Серия Desperados (2001 — Н.В.)

-4

Жанрового разнообразия играм-вестернам добавила немецкая компания Spellbound Entertainment AG, разработавшая и выпустившая в 2001 году тактическую стратегию Desperados: Wanted Dead or Alive. Несмотря на то, что после релиза многие окрестили игру клоном Commandos в эстетике Дикого Запада, игроки и критики приняли проект положительно. Невзирая на очевидные заимствования, Desperados могла похвастаться более уникальными персонажами, множеством мелких нововведений и практически идеальным техническим исполнением. Также на руку проекту играл атмосферный и интересный сеттинг.

Успех оригинальной части привёл к появлению, неминуемого в таких условиях, сиквела. Desperados 2: Cooper’s Revenge вышла в 2006 году и явила миру несколько очень значимых изменений. Во-первых, игра избавилась от спрайтов и перебралась в полное 3D. Во-вторых, игрокам позволили брать под контроль персонажей и переключаться на вид от третьего лица, что привело в недоумение немало фанатов тактических стратегий старой школы. Продолжению не удалось повторить успех первой части, вследствие чего на долгие годы серию заморозили.

В августе этого года THQ Nordic неожиданно представила миру Desperados III. Релиз проекта назначен на 2019 год. Судя по всему, ориентиром для триквела служит оригинальная игра 2001 года.

Gun (2005)

-5

Говоря об игровых воплощениях эстетики Дикого Запада, нельзя не упомянуть порядком подзабытый экшн Gun от Neversoft. Студия, известная в первую очередь благодаря серии Tony Hawk's Pro Skater, в 2005 году неожиданно выпустила масштабный и жестокий вестерн в открытом мире.

Сюжет игры написал Рэндэлл Джэнсон, автор сценария «Дорз» Оливера Стоуна, а среди актёров озвучания отметились, например, Томас Джейн, знакомый зрителям по фильмам «Каратель» и «Мгла», и Рон Перлман («Хеллбой»).

В Gun нашлось место практически всем знаменитым атрибутам жанра: ковбои, индейцы, ограбления поездов, гражданская война, потерянные сокровища майа и многое другое. Помимо сюжетной линии, Gun предлагала игрокам сторонние миссии, в перерывах между которыми можно спокойно исследовать пусть и не большой, но всё же открытый мир. Всё это вместе складывалось в увлекательную историю, полную настоящей приключенческой романтики.

Серия Call of Juarez (2006 — 2013)

-6

Самыми известными играми в стиле вестерн по ту сторону от Red Dead Redemption, пожалуй, так и остаются экшены серии Call of Juarez. Первая часть франшизы вышла в 2006 году на PC, а спустя год перебралась на Xbox 360. Во многом игра оказалась настоящим сюрпризом и для прессы, и для игроков — мало кто ждал чего-то подобного от непримечательной польской студии Techland.

Если RDR (или тот же Gun) называют не иначе как «GTA на Диком Западе», то у польской разработки были все шансы стать «Call of Duty в стиле вестерн». Как и игры серии CoD, Call of Juarez был под завязку наполнен множеством кинематографичных сцен и захватывающих игровых ситуаций. Построено всё это было, разумеется, на зашкаливающем количестве скриптов. С одной стороны, такой подход не оставлял шансов реиграбельности, с другой — делал первое прохождение незабываемым взрывным приключением. Некоторые этапы и спустя десятилетие не выветриваются из памяти — забыть ураганные перестрелки под библейские цитаты преподобного Рэя невозможно.
Вторая часть,
Call of Juarez: Bound in Blood, была выпущена в 2009 году и стала приквелом к оригинальной игре. Techland благополучно исправили практически все недостатки оригинала, а заодно сменили акценты. Если в первой игре нас то и дело отвлекали от экшена, например, каким-то подобием стэлса, то Bound in Blood, что называется, «даёт жару». Игроки, в общем-то, оказались совсем не против.

Непонятно зачем, но действие третьей части перенесли в наши дни. Поэтому, в контексте темы, смело пропускаем Call of Juarez: The Cartel 2011 года выпуска, не забыв отметить, что игра оказалась худшей в серии.

В родные прерии франшиза вернулась в 2013 году. Call of Juarez: Gunslingerвернула серию к истокам, но повторить успех Bound in Blood не смогла. Игре отчаянно не хватало ярких и запоминающихся эпизодов, да и ощущалась она скорее как попытка оправдаться за неудачный The Cartel и разминка перед настоящим масштабным продолжением. Однако, сложно предугадать, ждёт ли оно нас в обозримом будущем. Techland сейчас с головой ушли в Dying Light 2 и о других планах пока не распространяются. Хотя недавно разработчики выпустили видео, в котором главный герой последней Call of Juarez говорит о том, что «легенды не умирают». Ролик сопровождается кадрами из Gunslinger,а обращение адресовано протагонисту RDR2, Артуру Моргану. Так что, вполне возможно, на консоли текущего поколения перенесут четвертую игру серии.

-7

Конечно, игр, использующих эстетику Дикого Запада, гораздо больше. Однако мы намеренно ограничились чистокровными вестернами, оставив вариации на тему за бортом. Взять, например, тот же SteamWorld Dig — метроидвания про робота-землекопа, пусть и с аутентичной музыкой, ковбойскими шляпами и салунами. Сама игра, правда, совсем про другое. И подобных примеров можно насобирать на отдельную подборку.

Представленные выше игры с разной степенью успеха, но передавали именно тот самый приключенческий дух, за который многие так любят фильмы Серджио Леоне. Ну а внешние атрибуты уже прилагались. Если жанр вам не чужд, попробовать стоит, пожалуй, каждую. Хотя бы из чисто научного интереса.

Автор: Андрей Васильев