26 октября на PS4 и Xbox One состоялся релиз Red Dead Redemption 2. Судя по имеющейся информации, Rockstar Games готовит для нас с вами нечто поистине монументальное. В съёмках mocap-анимаций участвовали более тысячи актёров, сценарий содержит около пятисот тысяч строк диалогов, а сама игра даже не уместилась на один Blu-Ray. Уже сейчас, не дожидаясь старта продаж, проект можно смело назвать главным вестерном в истории игровой индустрии. И не только потому, что мы свято верим в мастерство авторов GTA (а мы верим), но и в связи с тем, что заметных игр в сеттинге Дикого Запада, увы, ничтожно мало. В преддверии выхода RDR2, мы решили вспомнить несколько удачных примеров переложения популярного приключенческого поджанра в интерактивный формат.
Wild Gunman (1984)
Экскурс в игровую историю начнём с вышедшего в 1984 году на Nintendo Famicom вестерна Wild Gunman. Известность на постсоветском пространстве он получил, благодаря регулярному появлению на сборниках для консоли Dendy. И пускай в остальном мире тир от Nintendo не достиг большого успеха, российским геймерам возможность взаимодействия с игровым миром посредством светового пистолета была в новинку.
Сюжет в Wild Gunman отсутствовал, а режимы игры, по сути, были вариациями дуэлей с виртуальными противниками. После команды Fire! игроку давался короткий промежуток времени для совершения выстрела. Цель — опередить оппонента. Не успели или пустили пулю мимо экрана — ждите беды, ведь компьютерный соперник в ответ не промахивался. С каждым новым раундом цифры на таймере уменьшались. Меткость особо важным параметром не была: для победы достаточно просто направить пистолет в сторону враждебно настроенного ковбоя и быстро нажать на курок. Мы, конечно, в детстве этого не знали и старались, как Клинт Иствуд, стрелять наверняка.
Кстати, небезызвестный Роберт Земекис увековечил игру во второй части трилогии «Назад в будущее». Мастерство скоростной стрельбы на аркадном автомате с Wild Gunman в одной из сцен фильма наглядно продемонстрировал Марти МакФлай.
Sunset Riders (1991)
Вторая игра о Диком Западе, неминуемо всплывающая в памяти геймеров, которые застали девяностые — Sunset Riders. Динамичный представитель жанра Run and Gun был разработан Konami еще в 1991 году. Проект предназначался для игровых автоматов, но в наших широтах известен благодаря версии для Sega Mega Drive.
Геймплейно «Всадники заката» ощутимо уступали таким собратьям по жанру, как Contra: Hard Corps и Gunstar Heroes, но сеттинга вестерна было вполне достаточно для привлечения к проекту внимания. Салуны, скачки на лошадях, перестрелки на поездах и ожидающие в мотелях красотки — в аутентичности Sunset Riders не откажешь.
Главные герои игры — охотники за головами, наша цель — поимка особо опасных преступников за вознаграждение. Количество этапов, режимов прохождения и разновидность противников менялись от платформы к платформе. Так, при переезде на Mega Drive ковбойский экшн потерял половину уровней, но взамен получил режим противостояния для двух игроков. Издание для SNES, в свою очередь, было более политкорректно: из версии убрали врагов-индейцев и преступниц женского пола. Что неудивительно, лучшим вариантом для ознакомления с Sunset Riders был и остаётся аркадный оригинал.
The Outlaws (1997)
Середину девяностых игровая индустрия провела под знамёнами шутеров от первого лица. Следуя примеру id Software и 3D Realms, свои силы в создании боевиков с видом из глаз решила попробовать и компания LucasArts. После пробы пера в виде Star Wars: Dark Forces, именитые создатели квестов взялись за разработку полностью оригинальной игры в антураже Дикого Запада. Новый проект получил название Outlaws и был выпущен в 1997 году.
От мрачных и брутальных экшенов того времени боевик LucasArts отличался визуальной стилистикой в духе рисованных квестов студии. Продолжительные сюжетные ролики моментально вызывали ассоциации с Full Throttle и удивляли неподготовленного игрока уже своим наличием, ведь уделять в шутерах столько внимания истории тогда было не принято.
Разработчики использовали антураж вестернов на полную катушку: на месте и перестрелки среди салунов и мотелей, и обязательный этап с поездом, а уровни сложности обозначены не иначе как «хороший», «плохой» и «злой».
С технологической точки зрения, Outlaws сильно уступал конкурентам — в игре всё ещё активно использовались двухмерные спрайты. Отчасти это компенсировало мультипликационное исполнение, но на полном серьёзе конкурировать с прорывным Quake 2 игра уже не могла.
Серия Desperados (2001 — Н.В.)
Жанрового разнообразия играм-вестернам добавила немецкая компания Spellbound Entertainment AG, разработавшая и выпустившая в 2001 году тактическую стратегию Desperados: Wanted Dead or Alive. Несмотря на то, что после релиза многие окрестили игру клоном Commandos в эстетике Дикого Запада, игроки и критики приняли проект положительно. Невзирая на очевидные заимствования, Desperados могла похвастаться более уникальными персонажами, множеством мелких нововведений и практически идеальным техническим исполнением. Также на руку проекту играл атмосферный и интересный сеттинг.
Успех оригинальной части привёл к появлению, неминуемого в таких условиях, сиквела. Desperados 2: Cooper’s Revenge вышла в 2006 году и явила миру несколько очень значимых изменений. Во-первых, игра избавилась от спрайтов и перебралась в полное 3D. Во-вторых, игрокам позволили брать под контроль персонажей и переключаться на вид от третьего лица, что привело в недоумение немало фанатов тактических стратегий старой школы. Продолжению не удалось повторить успех первой части, вследствие чего на долгие годы серию заморозили.
В августе этого года THQ Nordic неожиданно представила миру Desperados III. Релиз проекта назначен на 2019 год. Судя по всему, ориентиром для триквела служит оригинальная игра 2001 года.
Gun (2005)
Говоря об игровых воплощениях эстетики Дикого Запада, нельзя не упомянуть порядком подзабытый экшн Gun от Neversoft. Студия, известная в первую очередь благодаря серии Tony Hawk's Pro Skater, в 2005 году неожиданно выпустила масштабный и жестокий вестерн в открытом мире.
Сюжет игры написал Рэндэлл Джэнсон, автор сценария «Дорз» Оливера Стоуна, а среди актёров озвучания отметились, например, Томас Джейн, знакомый зрителям по фильмам «Каратель» и «Мгла», и Рон Перлман («Хеллбой»).
В Gun нашлось место практически всем знаменитым атрибутам жанра: ковбои, индейцы, ограбления поездов, гражданская война, потерянные сокровища майа и многое другое. Помимо сюжетной линии, Gun предлагала игрокам сторонние миссии, в перерывах между которыми можно спокойно исследовать пусть и не большой, но всё же открытый мир. Всё это вместе складывалось в увлекательную историю, полную настоящей приключенческой романтики.
Серия Call of Juarez (2006 — 2013)
Самыми известными играми в стиле вестерн по ту сторону от Red Dead Redemption, пожалуй, так и остаются экшены серии Call of Juarez. Первая часть франшизы вышла в 2006 году на PC, а спустя год перебралась на Xbox 360. Во многом игра оказалась настоящим сюрпризом и для прессы, и для игроков — мало кто ждал чего-то подобного от непримечательной польской студии Techland.
Если RDR (или тот же Gun) называют не иначе как «GTA на Диком Западе», то у польской разработки были все шансы стать «Call of Duty в стиле вестерн». Как и игры серии CoD, Call of Juarez был под завязку наполнен множеством кинематографичных сцен и захватывающих игровых ситуаций. Построено всё это было, разумеется, на зашкаливающем количестве скриптов. С одной стороны, такой подход не оставлял шансов реиграбельности, с другой — делал первое прохождение незабываемым взрывным приключением. Некоторые этапы и спустя десятилетие не выветриваются из памяти — забыть ураганные перестрелки под библейские цитаты преподобного Рэя невозможно.
Вторая часть, Call of Juarez: Bound in Blood, была выпущена в 2009 году и стала приквелом к оригинальной игре. Techland благополучно исправили практически все недостатки оригинала, а заодно сменили акценты. Если в первой игре нас то и дело отвлекали от экшена, например, каким-то подобием стэлса, то Bound in Blood, что называется, «даёт жару». Игроки, в общем-то, оказались совсем не против.
Непонятно зачем, но действие третьей части перенесли в наши дни. Поэтому, в контексте темы, смело пропускаем Call of Juarez: The Cartel 2011 года выпуска, не забыв отметить, что игра оказалась худшей в серии.
В родные прерии франшиза вернулась в 2013 году. Call of Juarez: Gunslingerвернула серию к истокам, но повторить успех Bound in Blood не смогла. Игре отчаянно не хватало ярких и запоминающихся эпизодов, да и ощущалась она скорее как попытка оправдаться за неудачный The Cartel и разминка перед настоящим масштабным продолжением. Однако, сложно предугадать, ждёт ли оно нас в обозримом будущем. Techland сейчас с головой ушли в Dying Light 2 и о других планах пока не распространяются. Хотя недавно разработчики выпустили видео, в котором главный герой последней Call of Juarez говорит о том, что «легенды не умирают». Ролик сопровождается кадрами из Gunslinger,а обращение адресовано протагонисту RDR2, Артуру Моргану. Так что, вполне возможно, на консоли текущего поколения перенесут четвертую игру серии.
Конечно, игр, использующих эстетику Дикого Запада, гораздо больше. Однако мы намеренно ограничились чистокровными вестернами, оставив вариации на тему за бортом. Взять, например, тот же SteamWorld Dig — метроидвания про робота-землекопа, пусть и с аутентичной музыкой, ковбойскими шляпами и салунами. Сама игра, правда, совсем про другое. И подобных примеров можно насобирать на отдельную подборку.
Представленные выше игры с разной степенью успеха, но передавали именно тот самый приключенческий дух, за который многие так любят фильмы Серджио Леоне. Ну а внешние атрибуты уже прилагались. Если жанр вам не чужд, попробовать стоит, пожалуй, каждую. Хотя бы из чисто научного интереса.
Автор: Андрей Васильев