Стоит в центре Москвы уникальное здание, похожее на терем, и именуемое «Домом-сказкой». Им можно любоваться, рассматривая часами остроконечные крыши, красочную майолику. Интересна не только его архитектура, цветная роспись, но история самого владельца.
Участок на набережной Москвы-реки купил известный и состоятельный в Российской империи человек: Петр Перцов – инженер, занимающийся строительством первых железнодорожных путей в стране. Он с детства увлекался живописью, русским зодчеством и мечтал воплотить свои таланты в жизнь. Такой случай подвернулся, когда его приятель Иван Цветков посоветовал приобрести участок для дома. Надо сказать, что строительство началось не на пустом месте: уже стояла обычная жилая коробка в три этажа.
Увидев, какой пейзаж открывается с холма, путеец пообещал, что оформит свой дом в старинном стиле, отвечающем его увлечениям русским народным искусством. Помимо реки из окон был виден Храм Христа Спасителя. Вариантов постройки было много, но Перцов остановился на проекте архитектора Малютина, многогранного художника, получившего известность оформлением сказочных произведений Пушкина.
Изначально инженер решил оформить дом на жену, так как боялся обанкротиться: его специальность могла оказаться причиной. Однажды произошел случай, в результате которого дом мог уйти от владельца. При строительстве путей от Армавира до Туапсе Перцов был вынужден занять недостающие средства у одного промышленника. Заложив при этом все свое имущество, в том числе и дом-сказку. Последний он быстро выкупил, настолько дорог был ему дом.
Уже было упомянуто, что на купленном месте стоял дом. Согласно проекту, были добавлены четвертый этаж, надстроены заостренные крыши, фасад был украшен декоративными элементами. Парадный подъезд отделали пестрой майоликой, которую создавали студенты Строгановского училища. Балкон, напоминающий избушку, «поставили» на спины то ли драконов, то ли морских коньков. Сочетая модерн и старину, дом приобрел сказочно-былинное своеобразие.
Внутреннее убранство так же было дорогим и изысканным: тут и лепнина, и резьба, и восточные мотивы, и конечно, все помещения пронизаны народным сказочным духом. Перцов занимал под собственное жилье три этажа. Остальные квартиры были предназначены для сдачи в наем.
Одной из особенностей дома стало открытие в подвальном помещении русского театра-кабаре, названного его создателями «Летучая мышь». Название было придумано неспроста: спускаясь первый раз в подвал, будущие владельцы натолкнулись на летучую мышь. Там собиралась вся столичная творческая богема, ставились современные спектакли, полные безобидной сатиры и юмора.
В послереволюционные годы подвальное помещение занимали художники-бунтари, объединившиеся в группу «Бубновый валет». Называемые тогда экспериментаторами, эти молодые живописцы стали впоследствии классиками авангардного течения.
Судьба владельца дома постигла печальная участь. Он являлся одним из хранителей церковных ценностей Храма Христа Спасителя. Революционные власти арестовали его как активного защитника старых устоев, приговорив к заключению, сменившему расстрел. Благодаря амнистии бывший домовладелец через несколько месяцев был выпущен, но домой уже не вернулся никогда. Его талант в советскую эпоху оказался невостребованным. В доме, построенном Перцовым, после национализации проживал одно время Троцкий, который присвоил апартаменты бывших хозяев.
Понравилась статья? Сделайте репост и подпишитесь на наш канал!