Когда-то, давным-давно, когда я учился в институте, кто-то из одногруппников перевёл мне название альбома Black Sabbath 1976 года Technical Ecstasy, как "Торжество Техники". Перевод, скорее всего, неправильный, но мне пришёлся по душе - я как раз получал техническое образование и это мне чрезвычайно нравилось. А перевести можно по разному - и технический восторг, и техническое экстази, что звучит довольно провокационно.
На мой взгляд, это последний убедительный альбом в непрекращающемся ряду блокбастеров группы, начиная с самого первого. Им ребята закрыли определённый период своего творчества и открыли новый. Произошло это как раз в то самое время, когда хард-рок, по большому счёту, исчерпал себя. А ведь Black Sabbath были одними из застрельщиков жанра.
Что характерно, альбом вызвал нещадную критику в среде музыкальных обозревателей, которые доходили чуть не до прямых оскорблений и обвинений музыкантов в непрофессионализме и бездарности. Однако со временем, когда альбом вылежался, когда появились новые жанры, когда он стал слушаться по другому, музыкальная критика сменила гнев на милость и, например, в специализированных музыкальных училищах в штатах, некоторые произведения именно с этого альбома служат образцами композиции такого жанра, как хэви-метал. Мне же в своё время нравились только отдельные композиции альбома, а теперь он нравится целиком, ибо очень сбалансирован и представляет из себя отдельную творческую единицу.
В прессе также отмечали неудачное продюсирование альбома - и в самом деле, на некоторых композициях, например на открывающей альбом Back Street Kids, звук гитары Тони Айомми, составляющий основу композиции, какой-то придавленный и глуховатый, выхолощенный, особенно в аккордной части. Подобная история повторяется на первой песне со второй стороны All Moving Parts (Stand Still) и, отчасти, на заключительной Dirty Woman. Такой звук стали делать позднее, в восьмидесятых на многих альбомах групп тяжёлого рока и хэви-метала и я перестал их слушать, для меня пропала живость исполнения, а с ним и восприятия. Однако талант Айомми в части создания гитарных риффов и собственных соло на этом альбоме никуда не делся - мы по прежнему имеем возможность наслаждаться чёткими запоминающимися фразами и интересными сольными ходами.
И если первая композиция, призванная, по-видимому, продемонстрировать энергетику альбома, задать ему тон, мне не очень нравится (хотя драйв в ней вполне достойный, наверное дело в том самом глухом звуке), то следующая размашистая You Won't Change Me вызывает во мне восторг, не технический, а самый настоящий, душевный. Это сложная продолжительная хард-роковая сюита - крен Тони Айомми в эту сторону был заметен и на предыдущих альбомах. На записи альбома было один приглашённый музыкант - клавишник Джеральд Вудрафф, и его участие стало очень заметной компонентой звука группы. После интересного риффового вступления длиной в минуту с нисходящим и восходящим окончанием фраз, что само по себе звучит классно, следует небольшая пауза, в которой звучит орган Вудраффа. Он не просто даёт музыкальный фон, но наигрывает простенькую музыкальную фразу. Причём начинает орган звучать ещё в концовке риффового вступления, сопровождая его. Потом гитара замолкает, орган наигрывает, Билл Уорд тихонько бьёт по тарелочкам и начинается собственно куплет. В промежутках между редкими мощными аккордами гитары с ритм-секцией звучит только вечно молодой вокал Оззи Осборна и орган Вудраффа. На задем плане вдобавок, вдали, наложено неистовое соло Айомми. Подряд идут два продолжительных размашистых куплета с припевами, исполненными в этой манере. А потом, в середине песни неожиданно появляется совсем другой фрагмент с нисходящими подряд четырьмя и репризой в шесть аккордов, которые вдруг сопровождает фортепиано. И это вот фортепианное сопровождение в совокупности со сменой размера чрезвычайно оживляет песню. Вставка эта заканчивается великолепным летающим соло Тони Айомми, которое, такое впечатление, служит продолжением вокальных стенаний Оззи с мощным плотным драйвом на заднем плане. Всего в композиции делается два таких подхода с этой вставкой и неистовым соло Тони, но вместе всё звучит не эклектично, а очень слитно - всё это для меня звучит, как маленькая опера. Послушайте сами, я не устаю слушать этот шедевр
Следующая композиция It's Allright уникальна тем, что там впервые поёт Билл Уорд, ударник. Это одна из немногих мажорных песен группы и её оптимизм прекрасно закрывает пессимистичное впечатление от предыдущей композиции. Песня полуакустическая, опять звучит фортепиано Вудраффа и это продолжение политики Тони Айомми, который непременно вставлял в альбом композицию резко контрастирующую с общим направлением группы, разнообразив таким образом общее впечатление от Black Sabbath и показывая, что их музыкальный кругозор достаточно широк. Меня не оставляет сожаление, что "не выдержав" акустического звучания Айомми исполнил электрическое соло в этой песне - он вполне мог обойтись акустикой - на предыдущих альбомах он уже демонстрировал прекрасное владение акустическим вариантом инструмента. Но так он видел эту композицию, в любом случае она звучит замечательно.
Композиция Gipsy продолжает линию You Won't Change Me, но несколько в другом ключе. Эта песня имеет более быстрый ритм и разбита на две части. Первая, хард-роковая, на мой взгляд, служит подготовкой ко второй. Опять рифф Айомми сопровождается органом Вудраффа в прелюдии, а Оззи подряд поёт два куплета в одном размере, третий в другом, четвёртый в третьем - удивительное ритмическое разнообразие. Затем следует интермедия, которую и куплетом-то не назовёшь - Осборн как будто ведёт повествование. А потом наступает собственно кода с резко падающими окончаниями музыкальных фраз и вокала - и кода эта длится всю вторую половину песни с небольшим перерывом на один из куплетов первой части. Всю эту красоту по прежнему сопровождает неистовое гитарное соло Тони совершенно уже в хэви-металлической манере, хотя это только середина семидесятых. Интересно звучание фортепиано - а оно тоже звучит - в первой части композиции оно периодически даёт ритм частыми аккордами в манере раннего фортепианного рок-н-ролла, а в коде уже звучит редкими масштабными аккордами. Вообще вклад Вудраффа в этот альбом чрезвычайно велик. Он уже работал с группой на записи Sabotage, но тут фактически является пятым членом команды и пишут, что он вроде бы, участвовал в написании доброй половины композиций, хотя по неизвестным причинам его фамилия в авторах не значится - там по прежнему числятся все четыре музыканта. Но именно не авангардная (как у Рика Уэйкмена в 1973 на Sabbra Cadabra), а обычная стандартная, но крепкая роковая манера игры обеспечила ту плотность звука, которая мне очень нравится на этом альбоме. Нехарактерное для группы фортепиано вроде бы и не замечаешь, а оно есть, и даёт звук - это как с тем сусликом - ты его не видишь, а он есть :)
Вторую сторону открывает All Moving Parts (Stand Still), которая продолжает многочастную структуру композиций, заданную на первой стороне. Начало и финал композиции - вполне традиционная форма хард-роковой песни с куплетом и припевом. Обращает на себя внимание отдельно выраженная линия бас-гитары Гизера Батлера в этой части. Как и почти на всех композициях альбома гитарное соло узором наложено на всё остальное и звучит немного вдали - характерная особенность этого альбома. А вот в средней части, совершенно другой по ритму, гитара ведёт отдельную главную линию из простого рефрена за исключением концовки фрагмента, который служит переходом к повтору первых куплетов и где вступает на короткий момент орган. Заканчивается композиция затухающим звуком основной партии на фоне достижений тогдашней звукозаписи - реверсивного звучания гитары, такой эффект Блэк Саббат вроде бы до этого не использовали. Повторюсь опять, но все композиции, на которых я останавливаюсь производят очень цельное впечатление, несмотря на сложнейшую структуру. Тони Айомми точно знал, что он будет делать - владение композицией произведения к этому времени у него достигло высокого уровня.
А вот песня Rock'n'Roll Doctor, по сравнению с остальными песнями альбома довольно проста - это рок-н-ролл среднего темпа с абсолютно традиционным для рок-н-ролла аккордным рядом просто утяжелённым в манере Black Sabbath. Тут даже есть фортепиано, как и в старых рок-н-роллах пятидесятых годов и, что интересно, играет оно в стиле хонки-тонк, слегка расстроенного салунного пианино. На мой взгляд, это реверанс группы к основам своей музыки.
Предпоследним номером идёт очень красивая и тоскливая баллада She's Gone с характерным для Осборна страдающим вокалом. Песня целиком акустическая, только вокал Оззи, по-моему, подвергнут обработке и звучит в не очень привычной модуляции. После короткого вступления струнного квартета гитарные акустические арпеджио Тони Айомми следуют с интересной сменой акцента, затем постепенно подключается струнная группа (опять-таки редчайший для Black Sabbath случай), партия струнных в конце концов становится основной. Арпеджио звучат всю песню целиком, но во второй половине песни слышно, как тихо-тихо, совсем на заднем плане акустической гитаре подыгрывает электрическая, что усиливает эффект, учитывая, что и струнные играют крещендо. Вообще баллады не в традиции Блэк Саббат, но захотелось, вероятно, попробовать себя и в этом жанре - попытка вышла блестящей. У мало знакомого с творчеством группы слушателя эта баллада запоминается в первую очередь, она и в самом деле очень красивая
Завершает альбом очередная сложнейшая по структуре композиция Dirty Women (текст навеян проститутками Флориды, где группа и записывала альбом). Это яркий пример того, как музыкальные критики часто не видят значения в перспективе. При выходе альбома звучали мнения, что этой композицией группа пробила дно, которого достигла двумя композициями ранее в Rock'n'Roll Doctor - я не шучу, песню называли чуть-ли не худшей песней группы вообще. А сегодня строение Dirty Women служит образцом, золотым стандартом для обучения основам жанра хэви-метал в Америке, о чём я говорил в начале статьи. Мало того, я вычитал, что российский классический композитор-авангардист Софья Губайдуллина, получившая мировое признание, отмечала вклад именно этой песни в мировую музыкальную культуру. Стоит довериться профессионалу, особенно классику, мой уровень понимания гармонической структуры в музыкальном произведении не достигает и десятой части уровня профи такого ранга. Хотя на мой взгляд многие другие композиции альбома имеют ещё более сложную структуру. Остаётся только слушать песню и получать удовольствие. Тем более, что сами музыканты сделали её обязательной для исполнения на своих последующих концертах и мы имеем возможность посмотреть аутентичное видео 1978 года, но на нём явно не хватает органа.
Альбом содержит всего восемь песен, но практически каждая из них представляет из себя целую поэму. По моему убеждению, вся группа Metallica выросла из этого альбома, как вся русская литература выросла из "Шинели" Николая Васильевича Гоголя. А Металлика, особенно раннего периода, группа очень непростая. Блэк Саббат расширили рамки хард-рока, показав, что обычными средствами можно усложнять структуру композиции до бесконечности (в разумных пределах, конечно), попутно обогатив звучание новыми прикладными приёмами, взятыми в последствии на вооружение хэви-металлистами.
Не знаю кому как, я слышал разные мнения, но мне этот альбом нравится даже больше, чем более известный предыдущий Sabotage. Здесь ребятам удалось и продемонстрировать лучшие образцы хард-рока в своём готическом стиле начала семидесятых, и привнести какие-то новации, не отступая от своей линии, и в очередной раз порадовать чередой превосходных риффов - уж в чём в чём, а в создании стопроцентных риффов группе равных не найти.
Когда я буду обозревать более ранние альбомы группы - а я люблю двигаться от конца к началу, я неизбежно буду возвращаться к этой вершине, к "Торжеству Техники". Имея в виду и технику игры, и технику композиции.