Театр без зрителей, как известно, существовать не может. А, значит, надо играть. Сразу, как у вас появился хоть какой-то репертуар, нужно искать площадки для проката. Чем больше вы играете, тем ближе вы к профессиональному театру. Потому что только сцена дает нужный опыт, который нельзя получить одним только репетиционным процессом.
О том, как играть за деньги, я рассказывала в предыдущей статье. А сегодня хочется поделиться с вами нашим богатым опытом сотрудничества с библиотеками.
Библиотеки есть везде. Библиотекам нужны мероприятия, для того, чтобы привлечь новых читателей, заинтересовать их. Но библиотеки не имеют права проводить что-то на коммерческой основе, а, следовательно, заинтересованы в коллективах, которые готовы сыграть что-то бесплатно. Для студийного театра это идеальный вариант проката нового спектакля. Продавать спектакль пока рано, его нужно "накатать", навык самостоятельного поиска зрителей еще не развит, а играть-то нужно, причем, даже я бы сказала, что жизненно необходимо играть.
Во многих библиотеках есть специальные залы, часто даже со сценой. Часто есть звукоаппаратура, но не везде. И практически нигде нет специального театрального света. Поэтому если у вас в спектакле есть световые эффекты, например, обязательное затемнение, то библиотеки вам не подойдут. А вот со звуком дело обстоит так - залы библиотек небольшие, актеры с поставленными голосами без особых усилий там могут работать без микрофонов, а звуковое сопровождение спектакля можно запустить с переносной колонки с блютузом.
Но самое главное, что есть в библиотеках, это собственный зритель! Вам не нужно будет вообще как-то думать о том, где бы зрителя достать, как бы еще прорекламировать себя, чтобы привлечь на спектакль людей. Люди уже есть. С вас - только творческий процесс.
А теперь непосредственно наш опыт, опыт театра "Сова". В самом начале нашей деятельности, когда в репертуаре театра было всего три спектакля, мы разослали в несколько библиотек письма с предложениями сыграть наши спектакли. И сразу же получили ответы практически на каждое письмо. График показов на три месяца был заполнен практически сразу. И везде были полные залы. Иногда приводили целые классы, иногда это были спонтанно пришедшие читатели, но их всегда было много.
Еще немного о плюсах подобного сотрудничества. Если вы заранее предупредите администрацию библиотеки о том, что хотите грамоту-благодарность, то вам ее прямо после спектакля уже и вручат. Подобные грамоты нужно обязательно собирать в отдельную папку - она может пригодиться в любой момент. Это доказательства того, что вы есть, что вы играете, что ваши спектакли востребованы.
А еще это пиар. У многих библиотек есть свои сайты, свои группы вконтакте - там будет информация о спектакле и название вашего театра. А потом, скорее всего, и пресс-релиз о прошедшем спектакле.
Есть и минусы подобного сотрудничества, их всего два. Во-первых, уже упомянутое отсутствие театрального света на площадках библиотек. А, во-вторых, чаще всего предлагают дневное время в будние дни, это обусловлено графиком работы библиотек. Театру-студии, актеры которого работают днем где-то еще, подобное расписание спектаклей не всегда бывает удобно. Но и тут есть выход - по субботам библиотеки работают. Наш театр играет в библиотеках как раз по субботам в дневное время.