"Понедельник начинается в субботу" - одно из обаятельнейших произведений Стругацких, поднявшее нашу отечественную фантастику на недосягаемую высоту. И вдруг - "Чародеи"... Фильм по-своему неплох, но очарование этой удивительной книги передать не удалось. Как же так получилось?
"Чародеи" были второй попыткой экранизации "Понедельника". Первая провалилась: высокое начальство заподозрило в сценарии скрытое ёрничество над советской наукой. И тогда режиссер Бромберг предлагает писателям сделать ... мюзикл.
В итоге сатира, замаскированная песнями, была подана к новогоднему столу трудящихся.
Аркадий Стругацкий был страшно разочарован этой кино-"струганиной" (а Борис так и вовсе этой идеей не заинтересовался изначально). Варвара Мирер, в семействе которой старший из братьев встречал Новый год, сообщает, что Аркадий закрылся в комнате наедине с телевизором и в одиночку пережил "позор".
Вот что пишет биограф Стругацких Ант Скаландис об этой премьере, повергшей в траур всех утонченных ценителей: "Признаюсь честно, мне, как и всем моим "братьям во Стругацких" было тоже очень невесело в тот вечер. Бромберг крепко испортил нам настроение под Новый год, можно сказать подложил свинью, а ведь 1983-й как раз встречали под знаком этого животного".
В своей биографии Аркадий Стругацкий в сердцах обзовет его "очень скверным фильмом".
Тех читателей, кому фильм нравится, могу утешить, что Борис Стругацкий со временем смягчился по отношению к этой киноленте и стал пересматривать уже без раздражения и даже - гордиться его неувядающей популярностью.